Двойной юбилей

2 июня канадский авиастроитель Bombardier вновь отметил важную веху в своей славной истории. Клиенту передан юбилейный, трехтысячный бизнес-джет популярного семейства Learjet. Так случилось, что он же стал сотым самолетом Learjet 75. В торжественной обстановке ключи от нового бизнес-джета получили представители компании Leggett & Platt, которая уже эксплуатирует один Learjet 75.

История Learjet началась 50 лет назад, когда знаменитый конструктор и в будущем бизнесмен Уильям Пауэлл Лир (William Powell "Bill" Lear) представил своего первенства - Lear Jet 23, после которого, по сути, и прижился термин бизнес-джет. Серийный выпуск Learjet 23 начался в октябре 1964 года. Всего было произведено 104 самолета. В 1998 году в мире эксплуатировалось 39 лайнеров данного типа. Последний Learjet 23 выведен из эксплуатации в 2008 году.

В ноябре 1964 года компания провела процедуру акционирования и сменила свое официальное название на Lear Jet Corporation. 24 февраля 1966 года совершил первый полет самолет следующей модели - Learjet 24, а 12 августа того же года - лайнер модели Learjet 25. 19 сентября 1966 года фирма снова изменила официальное название на Lear Jet Industries Inc. 10 апреля 1967 года Уильям Лир продал находившиеся в его собственности 60% акций компании Lear Jet денверской корпорации Gates Rubber Company. Сумма сделки составила $ 27 млн. Лир оставался на должности директора Lear Jet до 2 апреля 1969 года.

Сразу после отставки Уильяма Лира с поста генерального директора компания объединилась с другой фирмой "Gates Aviation" (в собственности которой находился контрольный пакет акций Lear Jet), укрупненное предприятие получило официальное название Gates Learjet Corporation. В 1971 году принято решение о переоснащении самолетов Learjet 25 турбовентиляторными двигателями Garrett TFE731. Новый проект был назван Learjet 35 и в дальнейшем стал одним из самых успешных коммерческих проектов производителя. 24 августа 1977 года поднялся в воздух первый самолет модели Learjet 28. Бизнес-джеты моделей 28 и 29 проектировались на базе модели 25, однако конструкция крыла была совершенно новой и оснащалась винглетами, что привело к значительному повышению топливной эффективности новых самолетов. Модели 28 и 29 стали первыми коммерческими самолетами в мире, на которых были использованы винглеты.

29 апреля 1979 состоялся испытательный полет самолета, ставшего прототипом серии Learjet 54/55/56, а 7 июля того же года самолет 55-й серии установил шесть мировых рекордов для воздушных судов своего класса.

В 1984 году компания "Gates Learjet" объявила о создании авиакосмического подразделения "Aerospace Division", однако в конце следующего года компания столкнулась с серьезными финансовыми проблемами, была вынуждена свернуть деятельность проектного подразделения и более того - временно прекратить выпуск самолетов. В феврале 1986 года компания перенесла штаб-квартиру в город Тусон (штат Аризона), после чего работа производственных линий была возобновлена сразу в двух городах, Тусоне и Вичите.

В 1990 году канадская авиастроительная корпорация Bombardier выкупила в полную собственность акции Learjet Corporation, отныне все выпускаемые дочерним подразделением Learjet самолеты должны были иметь совместную маркировку "Bombardier Learjet Family". 10 октября 1990 года под данной маркой в воздух поднялся первый лайнер модели Learjet 60, а 7 октября 1995 года совершил свой первый полет Learjet 45.

Последними представителями популярного семейства стали Learjet 70/75. В новом семействе Learjet 70/75 (шестиместный и восьмиместный соответственно) использованы планеры 40XR/45XR, но на этом сходство с прошлым поколением бизнес-джетов заканчивается. Обновленные самолеты получили полностью новую кабину экипажа: в кабине пилота предлагаются большие возможности по контролю всех жизненно важных систем. Она имеет последнюю версию LPV-навигации и системы для уменьшения нагрузки на пилота и увеличения ситуационной осведомленности. Приборная панель оформлена хромированными вставками. Кроме того, на борту установлен комплекс цифровой авионики Garmin G5000, в составе которого три 14 дюймовых сенсорных монитора с высоким качеством разрешения и системы синтетического видения. В состав комплекса также входит система управления полетом с двойным резервированием, графопостроитель ортодромий, метеорадиолокатор (GWX 70), и элементы системы искусственного интеллекта. Другие системы позволяют определять положение воздушного судна на рулежной дорожке и обеспечивать с помощью цифровой системы связь и передачу данных.

На бизнес-джетах установлены новые и более мощные двигатели Honeywell TFE731-40BR. Новые двигатели обеспечивают улучшение взлетных характеристик, позволяют уменьшить на 12% необходимую длину взлетной полосы (1353 м) и на 4% уменьшить потребление топлива. При производстве обновленных джетов используются технологии, которые разрабатывались для среднего Learjet 85. Расчетная дальность Learjet 70 и Learjet 75 (стоимость их, соответственно, $ 11,1 млн. и $ 13,5 млн.) с четырьмя пассажирами на борту составляет 2060/2040 морских миль на скорости 0,75М, что превышает таковую у Learjet 40XR и 45XR (1730 миль и 1975 миль соответственно), а крейсерский потолок - 51 тыс. футов. При этом максимальная скорость составляет M=0,81.

Источник: BizavNews.RU