Интенсивность чартерных рейсов в США в 2016 году сильно выросла, и, хотя большая часть европейского рынка оставалась на прежнем уровне, операторы там ведут себя так, словно коммерческий бум неизбежен. В рамках прошедшей в прошлом месяце в Женеве выставки ЕВАСЕ BizavNews удалось побеседовать с представителями ряда операторов, которые оценили перспективы европейского рынка и рассказали о новых программах.
Но начнем с цифр. Согласно данным Argus International, в США количество заказных чартерных авиарейсов выросло за год на 5,6%, причем наибольший рост показали ключевые категории - турбовинтовые самолеты и самолеты с увеличенным пассажирским салоном (до 8,8% и 9,4% соответственно).
Действительно, в течение 11 из 12 месяцев года чартеры демонстрировали рост по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года и находились на лидирующих позициях в американской бизнес-авиации, согласно отслеживанию службы обработки данных и аудита.
А в Старом Свете, согласно индексу спроса Avinode Demand Index, спрос на чартерные рейсы реактивных самолетов со средним и увеличенным пассажирским салоном находился на уровне показателей прошлого года, что соответственно ниже, чем цифры двухлетней давности. Исключением стали легкие реактивные самолеты, продемонстрировавшие в прошлом году примерно 14-процентный рост после 22-процентного скачка в 2015 году. (Данные индекса спроса также отражают усиление проникновения платформы чартерного рынка Avinode, что еще больше бросает тень на категории, теряющие свою актуальность.)
Но к черту цифры! Многие европейские операторы сейчас находятся в стадии роста, объявляя о множестве новых программ и недавних пополнений своих парков. Наиболее резонансным предложением является трансатлантический альянс, в рамках которого в марте была запущена компания Flexjet Ltd., базирующаяся в Великобритании и родственная американскому долевому оператору Flexjet. В настоящий момент в ее парке три легких реактивных самолета Nextant 400XTi, а к концу года планируется нарастить воздушный парк до 10 самолетов, включая как минимум одну более габаритную модель.
Хотя в первую очередь компания нацелена на удовлетворение потребности американских клиентов при перелетах по Европе, директор Flexjet Майкл Сильвестро заявляет, что намеревается создать "скорее членскую программу доступа" для европейского рынка. "Сегодня клиентам необходимо предложить широкий выбор, чтобы обеспечить перелет, будь то долевая собственность, единоличное владение самолетом, членство, лизинг или просто право доступа в самолет". Компания рассматривает возможность предлагать самолет 400XTi для чартерных рейсов через "избранных" брокеров", - говорит он.
Австрийский пионер легких бизнес-джетов GlobeAir завершил перекомплектацию своих 15 самолетов Cessna Citation Mustang кожаными креслами, вручную изготовленными в итальянской Флоренции, и другими сделанными на заказ элементами интерьера, создав, тем самым, по заявлению директора компании Бернарда Фрагнера, более "возвышенное" ощущение от путешествий. В этом году GlobeAir планирует добавить еще три "Мустанга", даже если это помешает полностью заменить платформу, с учетом сильной конкуренции со стороны Phenom 100EV, отмечает Фрагнер.
Отражая возросший спрос со стороны североамериканских клиентов, путешествующих по Европе, в 2016 GlobeAir заключила партнерское соглашение с американским оператором JetSuite, работающем на самолетах Phenom 100, чтобы предлагать клиентам сервис "последнего отрезка пути" на соответствующих континентах. Легкие самолеты на рынке весьма рациональны, с учетом их низких эксплуатационных затрат и типичной дистанции полета в 1200 морских миль (около 2200 км), что дает им возможность покрывать 80% Западной Европы из любой точки в ее пределах.
Тем временем, клиенты лишь выигрывают от сильной конкуренции. Слияние операторов "Мустангов", британского Blink и французского Wijet, произошедшее осенью прошлого года, "приведет к устойчивому и понятному ценообразованию в секторе частной авиации", - заявляет Wijet Group, новая управляющая компания. Ее 15 джетов сохранят прежнюю ливрею пока разрабатывается новый бренд, и "возьмут на себя" предполагаемые 11000 чартерных полетов этого года, перевезя 16000 пассажиров.
Группа также управляет OpenJet - открытой онлайн-платформой, в режиме реального времени предоставляющей расценки на чартерные полеты и возможность их бронирования. В данный момент покрывающая в основном территорию Европы и обладающая ограниченной операторской базой, включающей Wijet, платформа обещает клиентам простоту и свободу при осуществлении организации чартеров собственными силами.
Сегмент чартерного рынка крупноразмерных воздушных судов тоже активен. На фоне большого спроса на бизнес-авиалайнеры VIP-класса женевский Global Jet добавил в свой чартерный парк четвертый самолет ACJ, а именно, ACJ318 Elite, базирующийся в парижском Ле Бурже. ACJ способен перевезти 19 пассажиров и 80 чемоданов из Лондона в Дубай или из Парижа в Нью-Йорк без остановок в пути.
Поддерживая чартерный рынок воздушных судов с салонами от среднего до большого, немецкая компания Air Hamburg Private Jets приобрела в этом году новый Embraer Phenom 300, Embraer Legacy 650 2015 года выпуска и Legacy 500. Она также, возможно, добавит парку собственных и находящихся в управлении самолетов еще и бизнес-джет для перелетов на сверхдальние расстояния. Партнер компании Симон Эберт заявил, что "возможные кандидаты" на место самолета для сверхдальних перелетов - Falcon или Global 6000. У компании уже имеется более полудюжины самолетов Legacy 600/650, но она видит большой спрос на единственный Phenom 300 в своем парке, состоящим из 20-и с лишним воздушных судов.
По ту сторону Ла-Манша британская компания SaxonAir заинтересовалась Legacy 500 и добавила свой первый самолет этого типа к парку из шести самолетов (от Mustang до Gulfstream G550) и двух вертолетов. Директор компании Алекс Дюран расхваливает способность "пятисотого" взлетать и садиться на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, позволяющую ему, к примеру, перелетать из аэропорта Лондона в Дубай без остановок.
Кроме того, все больше вертолетов появляется в виде чартерных предложений. Компания Castle Air добавила в свой парк Leonardo A109, чтобы удовлетворить спрос лондонского чартерного рынка на "более новые вертолеты с интерьером и оснащением более высокого класса", - заявляет коммерческий директор компании Барри Чалмерс. Теперь в управлении у Castle Air более дюжины A109, и, помимо этого, она обеспечивает вертолетное челночное сообщение в районе Лондона между своей базой в Биггин Хилле и Баттерси, совершив за последние два года более 1000 чартерных рейсов. Также доступно аналогичное сообщение через аэропорты Станстед, Лутон и Фарнборо.
Внося свой вклад в то, что она называет "весьма активным" британским рынком чартеров, шведская компания European Flight Services (EFS) планирует в этом году забазировать в Фарнборо пару находящихся в управлении самолетов Bombardier (точные названия моделей не раскрываются), говорит директор компании Стивен Дайапир. Ее нынешний парк в Фарнборо включает в себя Embraer Legacy 135BJ, Citation XLS, XLS+ и Sovereign, а также G550. У себя на родине, в Швеции, EFS перенесла свой головной офис в международный аэропорт Ландветтер в Гетеборге, где она в настоящее время строит комплекс бизнес-авиации.
Компании, осуществляющие полеты карточным программам, тоже присутствуют в европейском бизнесе, представленном различными видами деятельности. JetEight, участник рынка, базирующийся в Берлине, планирует этим летом запустить программу участия "все, что можешь налетать", связывающей Берлин, Франкфурт и Цюрих. Впоследствии будут предложены и другие маршруты. Цена составит 2.500 евро (2.700 долларов США) в месяц. Для осуществления этих перелетов JetEight присмотрел несколько двухмоторных самолетов: Phenom 300 и турбовинтовой Beechcraft King Air. "Но с учетом недавнего одобрения Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) коммерческих воздушных перевозок на одномоторных турбовинтовых самолетах, мы, возможно, подумаем насчет использования самолета Pilatus PC-12", - говорит директор Рубен Портц.
Источник: BizavNews.RU