
Молодой ученый НИТУ "МИСиС" Вячеслав Баженов получил премию Правительства Москвы за разработку импортозамещающей технологии по изготовлению литых деталей из титановых сплавов для российской авиационной промышленности методом литья в графитовые формы, изготовленные фрезерованием.
Вячеслав Баженов, старший научный сотрудник кафедры литейных технологий и художественной обработки материалов НИТУ "МИСиС",
в составе научного коллектива кафедры является одним из разработчиков нового метода получения крупногабаритных изделий авиационной техники. Впервые в отечественной авиастроительной промышленности предложена безмодельная технология литья для получения деталей из титановых сплавов. Вместо применяемых сейчас керамических форм, компоненты для которых поставляются из-за рубежа, будут использоваться графитовые заготовки, изготовленные фрезерованием на станках с числовым программным управлением.
Современная разработка позволит не только делать формы полностью из отечественного сырья - графита, но и получать детали с большей размерной точностью, чем при традиционных методах литья по выплавляемым моделям. Это, а также дешевизна технологии, в сравнении с западными аналогами, являются одними из преимуществ безмодельной технологии.
Как объясняет Вячеслав Баженов, "графит является достаточно инертным материалом по отношению к титановым сплавам, поэтому отливки, получаемые в форму из этого материала, лишены типичных для титана дефектов, которые неизбежны при использовании традиционных керамических форм".
Титановые детали - стойки и втулки, - отлитые с помощью новой технологии, будут использоваться для производства важнейших деталей перспективного авиационного двигателя пятого поколения - ПД14. Его главное преимущество - снижение расхода топлива на 10% по сравнению с большинством существующих двигателей.
Экономия достигается благодаря легкости двигателя из-за установленных в нем лопаток из алюминида титана, технологию изготовления которых также разработали ученые НИТУ "МИСиС" в сотрудничестве с УГАТУ и ОАО "УМПО", под руководством профессора Владимира Белова, заведующего кафедрой литейных технологий и художественной обработки материалов НИТУ "МИСиС".
Двигатель ПД14 будет установлен на разрабатываемых самолетах МС21 - магистральном самолете XXI века - и Ил 214. А также будет использоваться на выпускаемых сейчас ТУ-204, SSJ-100 и Бе-200.
Как отметила ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова, "руководством нашей страны взят курс на модернизацию промышленности, импортозамещение технологий, в том числе, и в такой отрасли, как авиастроение. НИТУ "МИСиС" традиционно тесно сотрудничает с авиакосмическим комплексом: сейчас в университете ведется около 30 научных разработок по заказу ведущих предприятий этой отрасли. Среди них создание новых низкокороззийных и сверхлегких сплавов, изготовление приборов для бортовых навигационных станций и деталей с памятью формы".
НИТУ "МИСиС" - это один из наиболее динамично развивающихся научно-образовательных центров страны. Находясь в числе лидеров технологического образования России, НИТУ "МИСиС" также представляет собой полноценный научный центр. В 2015 году университет вошел в рейтинг лучших университетов мира THE World University Rankings и укрепил свои позиции в образовательном рейтинге QS World University Rankings. В 2015 НИТУ "МИСиС" показал лучшую динамику среди российских вузов в топ-100 QS стран BRICS.
Стратегическая цель МИСиС к 2020 году стать глобальным лидером по направлениям специализации: материаловедение, металлургия и горное дело, а также существенно укрепить свои позиции в сфере биоматериалов, нано- и ИТ-технологий. В состав университета входит 9 институтов, 4 филиала - три в России и один за рубежом. В НИТУ "МИСиС" обучаются более 15000 студентов. В лабораториях и научно-технических центрах университета работают ученые мирового уровня. Университет успешно реализует совместные проекты с крупнейшими российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями.
Источник: НИТУ "МИСиС"