Генеральная линия жизни

Однажды крестьянин строил дом из камня. Его спросили, почему не из кирпича: было бы красивее. "Да, - сказал он, - но кирпич держится только восемьсот лет". Умение видеть жизнь дальше своего предела, закладывать ее фундамент сегодня - свойство особых людей - творцов и созидателей. К этой категории относится Александр Иноземцев.

К началу трудовой деятельности Александр Иноземцев с медалью окончил камышинскую среднюю школу, с красным дипломом - аэрокосмический факультет Пермского политехнического института. В 1973 году молодой инженер-механик Иноземцев поступил на работу в Пермское моторостроительное конструкторское бюро. Он не мог и предполагать, что уже через 10 лет станет заместителем самого Павла Соловьева.

Александр Иноземцев начинал в бригаде систем автоматического регулирования двигателя, участвовал в подготовке защиты на госкомиссии двигателя Д-30Ф6 для истребителя МиГ-31. Молодого специалиста отличали хорошая техническая подготовка, глубокие знания конструкции двигателя, недюжинные способности к программированию.

В это время Александра Иноземцева заметил генеральный конструктор Павел Александрович Соловьев, дав самую главную на тот момент оценку молодому человеку - способный. Затем Александр Александрович возглавил подготовку технического задания на разработку двигателя для гиперзвукового самолета. Для КБ это был новый тип двигателя, проектировался он практически с нуля. Рабочая группа Иноземцева разрабатывала все: концепцию двигателя, эскизный проект, принципиальные пути реализации новых технических идей.

В мае 1983 года А. Иноземцев был назначен главным конструктором-первым заместителем руководителя МКБ. Это стало неожиданностью для коллег. Многих смущал возраст нового руководителя - 32 года. Но для Павла Соловьева, генерального конструктора МКБ в те годы, возраст не был основным критерием. Он и сам в 36 лет встал во главе КБ. "Главное, - считал Соловьев, - талант, желание делать дело, а не карьеру, самостоятельность, работоспособность, ответственность". Соловьев выбрал Иноземцева, хотя претендентов на должность главного конструктора было немало, и постарше, и помаститей.

Работая бок о бок с Павлом Александровичем Соловьевым, Александр Иноземцев учился находить простые и красивые конструкторские решения, досконально знать двигатель, доводить начатое до конца, верить в успех своего дела и не бояться ответственности за принятые решения.

Соловьев учил принимать тщательно обдуманные решения: "Руководитель такого уровня имеет право на ошибку, но безалаберность - непозволительна". Знать досконально каждую деталь двигателя генеральный конструктор, наверное, не может. Но уметь выявить проблему, понять ее суть - обязан. Коллеги всегда отмечали не только умение А.Иноземцева быстро вникнуть в существо вопроса, но и уникальную способность молниеносно анализировать ситуацию, видеть взаимосвязь событий, определять направление развития и находить единственно верное решение.

Вновь назначенный главный конструктор с головой окунулся в напряженную работу. Во-первых, началось серийное изготовление двигателей Д-30КП для воздушных "грузовиков" Ил-76, которые стали интенсивно эксплуатироваться. Постепенно проявлялись "детские болезни" двигателя. Во-вторых, в Рыбинске с большим трудом шло освоение серийного изготовления соловьевского двигателя Д-30КУ-154 для Ту-154, переданного туда из Перми для освобождения производственных мощностей завода им. Свердлова. В эти же годы начались активные полеты истребителя МиГ-31 с двигателями Д-30Ф6. Все это обязывало оперативно принимать решения по доводке, изготовлению, эксплуатации гражданских и военных двигателей. Для этого нужны и опыт, и смелость, и поддержка старших коллег. Они всегда были рядом - В.М. Карпман, Л.П. Андрейченко, Н.А. Ожиганов - маститые конструкторы, опытные специалисты. Чувство благодарности, уважение к старшему поколению, стремление помочь словом и делом на всю жизнь станут характерными чертами Александра Иноземцева.

Начало работы А.А.Иноземцева на новом посту сопровождалось постоянными командировками в авиакомпании, самолетные КБ, научные и исследовательские центры. Нужно было налаживать совместную работу с десятками заводов, производящих комплектующие для авиадвигателей. Это дало закалку на всю жизнь. Генеральный конструктор Иноземцев и сегодня отличается невероятной работоспособностью. Для него норма - работа по 12-14 часов, без выходных и отпусков много лет подряд. В дороге - в самолете, автомобиле, в аэропорту - он успевает подписать документы, сделать важные звонки, назначить совещания, отдать указания, решить срочные вопросы.

В начале 80-х в КБ началась работа над двигателем ПС-90А, в котором воплощались идеи учителя - Павла Соловьева. Сборка первого двигателя стала для А.А.Иноземцева проверкой на прочность. По сложности конструкции и параметрам двигатель резко отличался от всего производимого ранее. Он собирался с нуля, делался почти "на коленке". Иноземцев возобновил "проходы" по цехам. Это давало возможность следить за ходом производства, быстро, прямо в цехе принимать решения, "вытягивать узкие места", контролировать сроки. Огромная личная заслуга Александра Александровича в том, что двигатель был поставлен на первое испытание в срок. Умение мобилизовать весь коллектив для достижения поставленной цели - еще одна характерная черта генерального конструктора Иноземцева. Спустя годы, в 2010-м первый газогенератор нового семейства двигателей также был поставлен на испытания в заданные сроки.

В память о знаменитом конструкторе, создателе первого отечественного двухконтурного газотурбинного двигателя Александр Иноземцев и его коллеги добились решения о присвоении новым пермским двигателям названия "ПС" в честь Павла Соловьева. Пермские моторостроители свято чтят память Соловьева. По их инициативе улица, где жил Учитель, названа его именем, на стене КБ открыта мемориальная доска, в городском сквере рядом с предприятиями моторостроительного комплекса в год девяностолетия П.А.Соловьева установлен его бюст.

Подрастающее поколение пермских конструкторов еще в университете приобщается к памяти Соловьева и Швецова - лучшим студентам присуждаются именные стипендии, учрежденные КБ "Авиадвигатель".

Газотурбинный двигатель - сложнейшее творение человеческого разума: тысячи деталей, самые современные технологии производства. Разработка двигателя - большой риск, ведь на это тратятся годы труда и огромные деньги. Цена ошибки велика. Одно неверное решение через годы может сделать неконкурентным созданный двигатель. А это приговор себе, единомышленникам, двигателю. Единственная гарантия победы - это успешный опыт проектирования, воплощенный в серийных двигателях, которые надежно и бесперебойно летают.

Практический опыт Иноземцева громаден и уникален. Никто из работающих сегодня генеральных конструкторов авиационных двигателей подобным не обладает. Александр Иноземцев непосредственно участвовал в разработке двигателей Д-30 третьей серии (Ту-134), Д-30КУ (Ил-62М), Д-30КП (Ил-76 и его модификации), Д-30КУ-154 (Ту-154М), Д-30Ф6 (МиГ-31, Су-47 "Беркут", М-55 "Геофизика"), ПС-90А. Благодаря его личной настойчивости, двигатель ПС-90А стал пионером в использовании узлов из композиционных материалов. Их применение позволило снизить уровень шума: российские авиалайнеры "Ту" и "Ил" с двигателями семейства ПС-90А летают по всему миру без ограничений.

КБ Иноземцева разработало новые модификации ПС-90А: ПС-90А1/А2/А3/А-76. Они сертифицированы, запущены в серийное производство, востребованы отечественной авиацией. "Пермский моторный завод" произвел более 360 авиационных двигателей семейства ПС-90А.

Начав в 1992 году новое направление - создание газотурбинного оборудования промышленного назначения, за 18 лет КБ разработало и внедрило в серийное производство 12 типов газотурбинных установок и электростанций мощностью 2.5, 4, 6, 10,12,16, 25 МВт. Продукцию КБ Иноземцева знают и покупают ведущие предприятия топливно-энергетического комплекса страны: "Газпром" и "ЛУКОЙЛ", КЭС-Холдинг и "Башкирэнерго", "Сургутнефтегаз" и другие. Александр Иноземцев сумел не просто продолжить тематику, освоенную в Перми по инициативе Ю.Решетникова, но и развить ее, довести "до блеска": "Пермский моторный завод" произвел около 600 ГТУ промышленного назначения.

Отличительная черта генерального конструктора Иноземцева - стратегическое мышление. Он, как крестьянин из притчи, видит жизнь гораздо дальше своего предела. Многие замыслы Иноземцева были когда-то не приняты коллегами.

Так было с идеей создания двигателя для БСМС. Эта работа была начата в КБ еще 10 лет назад. В начале 2000-х отечественным самолетам не оставляли шанса на выживание, шли крупномасштабные закупки устаревших "авиаиномарок". Из авиапрома уходили специалисты, а молодые кадры не спешили заполнить эти провалы. Среди хаоса и угасания Иноземцев верил - все это временно: пройдут годы, и наши самолеты и двигатели станут нужны стране. КБ упорно работало в этом направлении, коллектив жил и развивался именно как конструкторское бюро авиационных двигателей. Сохранилась работоспособная школа с подрастающей молодежью. Александр Иноземцев оказался прав. Сегодня государство повернулось к российским авиапроизводителям - утверждена программа развития авиапрома, создана Объединенная двигателестроительная корпорация, под руководством которой реализуется национальный прорывной проект - создание перспективного семейства авиационных двигателей нового поколения и промышленных ГТУ на базе унифицированного газогенератора. Двигателестроительные фирмы страны объединили свои усилия для создания базового двигателя семейства - ПД-14 для МС-21. Головное предприятие в проекте - КБ "Авиадвигатель".

А коллектив КБ уже реализует новую идею А.Иноземцева. "Авиадвигатель" первым среди поставщиков промышленного газотурбинного оборудования России предложил заказчикам "пожизненный сервис" оборудования и продажу машиночаса (так же, как когда-то пермяки первыми в России стали продавать авиакомпаниям летный час двигателя). А Иноземцев, как всегда, ставит очередную задачу - начать разработку новых современных технологий ремонта, обеспечивающих снижение цены ремонта двигателей для заказчика.

Александр Иноземцев не только генеральный конструктор, руководитель КБ, но и талантливый ученый. Его научно-техническая деятельность - весомый вклад в развитие отечественного газотурбинного двигателестроения.

В 1999 году А.А.Иноземцев успешно защищает докторскую диссертацию, а в 2003 избирается заведующим кафедрой "Авиационные двигатели и энергоустановки" ПГТУ.

Профессор, доктор технических наук, А.А.Иноземцев имеет 118 публикаций, в том числе 2 монографии, 9 учебников и учебных пособий, 3 авторских свидетельства, 56 патентов на изобретения. Александр Александрович - член докторского диссертационного совета ПГТУ, входит в состав редакционных советов журналов "Авиационная промышленность" и "Двигатель".

КБ "Авиадвигатель" в декабре 2009 года отметило свое семидесятилетие. Накопленный колоссальный опыт проектирования двигателей не потерян для современников и потомков, а обобщен в виде монографий. А.А. Иноземцев в соавторстве с коллегами реализовал уже три крупных проекта, последний из них - пятитомный учебник "Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок". Изданный впервые после 30-летнего перерыва, одобренный министерством образования для обучения студентов ВУЗов, этот учебник дал возможность молодым двигателистам России учиться на основе современного опыта проектирования ГТД.

Целенаправленная забота о подготовке смены - еще одна отличительная черта А.А.Иноземцева как руководителя, генерального конструктора, заведующего кафедрой. Благодаря его участию и личной заинтересованности кафедра АД и ЭУ оснащена самым современным оборудованием, лабораториями, вычислительными комплексами, программным обеспечением. Студенты с первых дней учебы осваивают не вчерашние, а сегодняшние методы проектирования и доводки двигателей.

КБ Иноземцева проводит уникальную молодежную политику, признанную на федеральном уровне: в 2009 "Авиадвигатель" стал победителем всероссийского конкурса "Работодатель Года молодежи: инженерные кадры для инновационной России". Коллектив пермского КБ сегодня - молодой, высокообразованный, с мощным интеллектуальным потенциалом, разительно отличающийся от аналогичных предприятий ОПК.

Профессиональные достижения А.А.Иноземцева получили достойную оценку правительства страны и руководства отрасли. Он кавалер Ордена Почета, награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, является лауреатом Государственной премии "За участие в создании самолета Ил-96-300" и лауреатом Премии имени А.Н.Косыгина за большие достижения в решении проблем развития экономики России, "Отличник воздушного транспорта".

Генеральный конструктор - это личность, наделенная стратегическим видением и аналитическим талантом, ответственностью за людей и за свое дело, решительностью, профессионализмом, даром провидения, верностью данному слову. Генеральными становятся по признанию коллег, а не по назначению сверху. Александр Иноземцев давно завоевал признание и авторитет не только в родном КБ, на пермских предприятиях, но и среди коллег-конструкторов всей России и других стран.

По словам президента АССАД В.М. Чуйко, "Александр Александрович Иноземцев - продолжатель лучших традиций всемирно известной Пермской школы газотурбостроения, постоянно нацеленной на перспективу и массовую эксплуатацию созданных двигателей. Первый отечественный двухконтурный двигатель для пассажирских самолетов, двигатель для военных самолетов, летающих со скоростью М-3, унифицированный двухконтурный турбореактивный двигатель четвертого поколения для пассажирских и транспортных самолетов, современные газотурбинные установки для энергетики и транспортировки газа - таков далеко не полный перечень гениальных творений пермских конструкторов. Новые предложения А.А.Иноземцева по созданию семьи двигателей на базе перспективного газогенератора легли в основу стратегии развития газотурбинного двигателестроения страны. Глубокая компетентность, постоянный творческий поиск, стремление к консолидации в работе, доброжелательность и юмор - черты характера Александра Иноземцева - Человека, Конструктора и Организатора".

Александр Александрович Иноземцев - генеральный конструктор КБ "Авиадвигатель". Весь мир знает имена его основателей Аркадия Швецова и Павла Соловьева, знаменитые швецовские поршневые "звезды" и соловьевские двигатели семейства Д-30, ПС-90А.

Иноземцев - достойный продолжатель традиций пермской конструкторской школы - сделал все возможное, чтобы сохранить ее в годы структурного кризиса российского авиапрома, укрепить и развить ее творческий потенциал до мирового уровня. Сегодня КБ Иноземцева - лидер отечественного авиационного двигателестроения. ОАО "Авиадвигатель" - головной разработчик авиационного двигателя 21 века. Пройдет совсем немного лет, и в небо поднимутся лайнеры с ПД-14, двигателем Александра Иноземцева.

Источник: ОАО "Авиадвигатель"