Спасатели не надеются найти выживших после катастрофы Ми-8 у Шпицбергена

Обломки российского Ми-8, пропавшегов четверг у побережья арктического архипелага Шпицберген, на четвертый день поисков были обнаруженыв море на глубине 209 метров. Норвежские спасатели признали, что надежды найти живыми восьмерых россиян, находившихся на борту вертолета, больше нет, и объявили о прекращении поисково-спасательной операции.

Что дальше?

В соответствии с принятой в Норвегии процедурой, начата операция по поиску тел пассажиров и экипажа, за которую отвечает губернатор Шпицбергена Кьерстин Аскхольт и полицейское управление архипелага. В ней принимают участие прибывшие на архипелаг в ночь на воскресенье спасатели двух передовых подразделений МЧС - отряда "Центроспас" и центра "Лидер". По словам губернатора, именно эта задача сейчас является приоритетной для властей архипелага при том, что параллельно ведется расследование причин инцидента и изучается вопрос о подъеме со дна обломков Ми-8.

Чтобы попытаться поднять корпус вертолета с большой глубины необходимо специально оснащенное судно. Сейчас подобных судов в районе Шпицбергена нет, однако ближайшее в воскресенье днем было найдено и зафрахтовано, оно должно прибыть к берегам архипелага в среду. В предстоящие несколько дней район, где сонар высокого разрешения обнаружил обломки вертолета, будет тщательно обследован при помощи телеуправляемых подводных аппаратов, чтобы разобрать все возможные варианты предстоящего подъема Ми-8 на поверхность и оценить сложность задачи. В этой работе будут участвовать как российские спасатели, так и норвежцы.

Соболезнования премьера

В воскресенье вечером по инициативе норвежской стороны состоялся телефонный разговор между премьер-министром Норвегии Эрной Сульберг и главой российского правительства Дмитрием Медведевым.

"Это трагическое происшествие, вызвавшее глубокие переживания как у российских граждан, так и у всех нас [в Норвегии], - сказалаСульберг своему российскому коллеге. - От моего лица и от лица правительства я приношу соболезнования вам, руководству страны, родным и близким погибших, а также всем россиянам на Свальбарде (норвежское название Шпицбергена - прим. ТАСС)".

Как отметили в российском кабмине, Медведев "поблагодарил правительство Норвегии и власти Шпицбергена за организацию поисково-спасательной операции".

Катастрофа Ми-8 за последние дни стала одной из центральных тем в СМИ скандинавского королевства. На сайтах изданий и в социальных сетях простые норвежцы оставляют свои комментарии с соболезнованиями.

Помощь родным

Генконсул РФ на Шпицбергене Вячеслав Николаев в воскресенье побывал на борту судна, где работают российские спасатели, а затем отправился в штаб операции в Лонгйире - норвежском административном центре и самом крупном населенном пункте Шпицбергена. Российский дипломат сообщил корреспонденту ТАСС, что выходил на связь с родственниками членов экипажа и пассажиров пропавшего вертолета. Некоторым из них может потребоваться помощь в оформлении виз для приезда на территорию Норвегии, и норвежской стороне в ближайшее время будут направлены запросы о содействии.

О готовности оказать помощь семьям жертв катастрофы уже заявили власти Санкт-Петербурга, Мурманской и Тюменской областей. Ранее руководитель пресс-службы главного управления МЧС по Петербургу Андрей Литовка сообщил ТАСС, что представители службы вскоре после поступления информации об инциденте связались с родственниками находившихся на борту российских ученых, оказав людям психологическую помощь.

Не вышел на связь

В четверг 26 октября российский Ми-8 в условиях снегопада совершал 80-километровый перелет из законсервированного поселка Пирамида в российский шахтерский поселок Баренцбург. На борту вертолета авиакомпании "Конверс Авиа", находившегося в лизинге российского государственного треста "Арктикуголь", было пять членов экипажа и трое сотрудников НИИ Арктики и Антарктики. В 15:04 по местному времени (16:04 мск) с вертолетом, уже подлетавшим к Баренцбургу, была потеряна связь. О пропаже машины сообщили норвежскому спасательному центру, началась поисковая операция, в которой принимали участие два вертолета, патрульные самолеты ВВС Норвегии и Дании, мини-субмарина норвежских ВМС, все оказавшиеся поблизости суда, корабли Береговой охраны Норвегии, многочисленные добровольцы и горно-спасательный взвод "Арктикугля".

Несмотря на то, что спасатели оперативно прибыли в зону поисков, на протяжении долгого времени ничего найти не удавалось - не сработал аварийный радиомаяк, информация с которого должна была поступить в единую систему поиска и спасения "Коспас-Сарсат". О катастрофе свидетельствовали только пятна горючего и пузыри воздуха на воде в двух километрах к северо-западу от запланированного места посадки Ми-8 на мысе Хеер близ Баренцбурга. Значительную часть времени поиски осложнялись также тяжелыми метеоусловиями и плохой видимостью. На архипелаге сейчас стоит полярная ночь.

В координационном спасательном центре по Северной Норвегии корреспонденту ТАСС сказали, что шансы выжить у людей были только в том случае, если бы они успели покинуть вертолет до удара о воду и добраться вплавь до берега. По всей вероятности, тела экипажа и пассажиров находятся на дне Гренландского моря среди обломков - спасатели не обнаружили ничего, что свидетельствовало бы о попытках россиян спастись после крушения.

О причинах говорить рано

В соответствии с положением 13 Конвенции о международной гражданской авиации проводится совместное расследование причин катастрофы. Оно проходит под руководством норвежской государственной комиссии по расследованию транспортных инцидентов и с участием представителей Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Специалисты МАК и сотрудники Следственного комитета РФ, возбудившего уголовное дело по факту происшествия, в воскресенье вечером прибыли на Шпицберген, где встретились со своими норвежскими коллегами и обсудили дальнейший план действий. В понедельник эксперты планируют приступить к работе, однако все обстоятельства произошедшего прояснятся только после подъема хвостовой части вертолета, где находится бортовой самописец.

"Пока еще слишком рано говорить о возможных причинах этой трагедии. Нам предстоит рассмотреть все возможности и проделать большую и очень тщательную работу, чтобы найти ответы, - заявил в воскресенье в беседе с корреспондентом ТАСС директор норвежской комиссии Виллиам Бертэуссен. - Сейчас приоритетная задача для нас - составить как можно более подробную картину произошедшего, которая позволит понять, что именно случилось и почему".

Суровая Арктика

Арктический архипелаг Шпицберген, который норвежцы называют Свальбардом, расположен между 76-й и 80-й параллелями. Он был передан Норвегии после Первой мировой войны, однако согласно Шпицбергенскому трактату от 1920 года более 40 государств имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов. Экономическое присутствие на Шпицбергене, где постоянно проживают около 2 600 человек, сейчас активно поддерживают лишь Норвегия и РФ. Норвежский Лонгйир и российский Баренцбург, расположенные на Западном Шпицбергене - самом большом из островов архипелага, являются его крупнейшими населенными пунктами.

Вертолеты и снегоходы обеспечивают большую часть транспортного сообщения между Лонгйиром, Баренцбургом и другими точками на архипелаге. Последняя катастрофа российского вертолета на Шпицбергене произошла в марте 2008 года, когда Ми-8, заходя на посадку рядом с Баренцбургом в сложных метеоусловиях, столкнулся с ангаром. 3 из 8 человек, находившихся на борту, погибли. В 1996 году на Шпицбергене произошла крупнейшая в истории архипелага авиакатастрофа, в которой погиб 141 человек, находившийся на борту Ту-154 "Внуковских авиалиний", врезавшегося в гору при заходе на посадку.

Источник: ТАСС