Российская бизнес-авиация страдает от монополизма

Вчера в офисе общественной организации "Деловая Россия" прошел круглый стол "Применение антимонопольного законодательства РФ для сферы обслуживания деловой авиации и АОН в российских аэропортах". В круглом столе приняли участие члены ОНАДА, представители операторов деловой авиации, аэропортов и Федеральной антимонопольной службы России.

Естественные монополии в России пока воспринимаются как нормальное явление. Такие монополии часто возникают и в тех областях, где, казала бы, должна процветать конкуренция. Одной из таких сфер стало наземное обслуживание воздушных судов в российских аэропортах. Участники мероприятия обратили внимание на продолжающую усиливаться монополизацию именно в сфере обслуживания самолетов деловой авиации и АОН. Как сообщил Олег Пантелеев, главный редактор агентства "АвиаПорт", за последний год в некоторых аэропортах стоимость обслуживания бизнес-джетов увеличилась в 1,5-2 раза. Причем участники обсуждения отметили, что качество услуг остается на прежнем уровне. Такое положение дел связано с монопольным положением операторов наземного обслуживания самолетов деловой авиации во многих аэропортах. И в большинстве случаях эти компании аффинированы с администрацией аэропорта.

Правительство РФ 22 июля 2009 г. выпустило постановление № 599, в котором определено взаимодействие администраций с пользователями аэропортовыми услугами. В этом документе четко указаны услуги, на которые устанавливаются государственные тарифы (таких услуг только шесть), сроки рассмотрения заявок на эти услуги от пользователей. Но как раз к срокам рассмотрения заявок у операторов деловой авиации самые большие претензии. В документе указано, что заявки на наземное обслуживание рассматриваются администрацией аэропорта от 3 до 15 дней, а это неприемлемо для операторов деловой авиации. Но у "карманных" операторов наземного обслуживания, оказывается, есть возможность принять заявку в удобное для клиента время, но за отдельную плату. Причем, как правило, такой оператор единственный в аэропорте и он назначает цены на свои услуги "с потолка". И в подавляющем большинстве российских аэропортов администрации всеми силами противятся развивать конкуренцию в этой сфере. Клиенты готовы доплатить за скорость, но всему есть пределы! Они возмущены тем, что единственный монополист может назначить любую цену и им некуда деваться. В тоже время Леонид Кошелев рассказал, что в США аэропорт не может получить сертификацию, пока на его территории не будет как минимум двух операторов наземного обслуживания. Такая же ситуация в Европе, после принятия директивы 96/67 от 16 октября 1996 г.

В итоге на круглом столе принята резолюция, в которой участники намерены обратиться к ФАС России и правительству РФ с предложениями о поправках в законодательство, учитывающих потребности деловой авиации и АОН и принятием мер по прекращению деятельности монопольных структур, которые оказывают наземные услуги операторам деловой авиации.

Источник: BizavNews.RU