Блогер Летчик Леха объяснил, почему пассажиров четыре часа не выпускали из самолета во время грозы.
Вчера (27-07-2015) над Москвой вновь (как-то неожиданно правда? летом ? ) возник очередной природный коллапс.
Утренняя и особенно вечерняя гроза внесли серьезные поправки в расписание рейсов московских аэропортов. Как пишут обычно СМИ в таких случаях: "Командиры воздушных судов самостоятельно принимали решение о взлете и посадке..." Ну на всякую подобную чушь (да простят меня СМИ) я не стану отвлекаться, но кое-какие пояснения, на фоне поднявшейся шумихи в соц. сетях и тех же СМИ, хотелось бы (в миллион двадцать седьмой раз) все же озвучить.
Разные твиттеры, контакты и фейсбуки просто кишат сообщениями о "чудесном" спасении сотен пассажиров, попавших в небесную мясорубку. Душераздирающие онлайн истории о многочасовых заточениях в салонах самолетов, севших в другом аэропорту. О наглом и бесчеловечном отношении сотрудников авиакомпаний и аэродромных служб к беспомощным людям....
Итак по порядку.
Грозовая деятельность, безусловно, относится к опасным метеорологическим явлениям погоды для полетов самолетов. Связано это, прежде всего, с процессами, протекающими как в самих грозовых облаках, так и рядом с ними. Мощное обледенение, град, восходящие и нисходящие воздушные потоки огромной силы, критические сдвиги ветра. Залетать в сверкающую молниями тучу не только глупо, но и опасно (во всяком случае на пассажирском самолете, заполненном людьми).
Во всем мире, и в том числе у нас, существуют документы, регламентирующие летную работу, которые запрещают подобные "эксперименты", и эти требования строго соблюдаются и выполняются.
Вчера московский регион накрыло очень прилично.
Что же делают пилоты, попавшие в такую ситуацию?
Летчики узнают о фактической погоде в аэропорту назначения примерно за 500 км до самого аэродрома. Это примерно за 35-40 минут до посадки.
Когда все ясно и понятно, как Божий день (аэродром закрыт и никаких взлетов и посадок на нем не производится), то командир оценивает обстановку, выясняет оставшееся количество топлива и принимает решение: ждать какое-то время, когда аэродром откроется, или же без снижения следовать на запасной.
Но чаще бывает так, что погода погранична. Т.е. гроза вроде бы как и есть, и возможно накроет аэропорт, а возможно и нет, пройдет стороной. И тогда никто никуда сразу не уходит, а продолжает свой рейс. Конечно, и в этом случае просчитываются все возможные варианты и принимается за основной худший сценарий развития ситуации.
Вот так было и вчера. Десятки (если не сотни) самолетов со всех частей света летели себе спокойно в Москву, согласно своему расписанию, и в какой-то момент погода все же поставила жирную точку во всей этой неопределенности.
Сначала закрылось Шереметьево, и на подходе к столице в небе образовалась огромная пробка.
Труднее всех в такой ситуации диспетчерам.
Попробуйте упорядочить движение рыб в аквариуме. Получится? Не думаю!
Точно так же и в небе. Рыбы - это самолеты, аквариум - это ограниченное пространство московской воздушной зоны, а аэропорты - это кормушки, к которым все рыбы стремятся.
Диспетчер пытается всех поставить в очередь для того, чтобы упорядочить движение, но у него это получается все хуже и хуже с каждой минутой.
Вот он дает одному самолету курс и высоту, которую тот должен выдерживать, а самолет ему отвечает, что он не может выдерживать тот курс и ту высоту, которую ему дали, потому что впереди сверкает и он (самолет) отворачивает вправо. А а там справа уже висит другой самолет, который тоже отвернул, но только влево и тоже не собирается лезть в тучу. Самолеты начинают сближаться, а у диспетчера течет холодный пот по спине и седеют виски. Диспетчер непостижимыми умственными вычислениями и шахматными ходами разводит все же самолеты по высоте, а в это время кто-то начинает орать, что у него малый остаток топлива и он через пять минут уже не сможет ждать. Тут же в эфир вклинивается следующий, с претензией на внеочередной заход. И так все повторяется по нарастающей. В общем бывает очень "весело", но все это лирика.
Теперь по делу.
Как только выясняется, что сесть в аэропорту назначения не получится, самолеты направляются на запасные аэродромы. Запасной для себя выбирает сам командир и никто другой. Именно Командир сидит в кабине, а за спиной у него сотни живых душ, поэтому никакие авторитеты и никакие начальники не могут изменить решение командира.
Уровень техники таков, что из кабины можно напрямую связаться со специальными службами своей авиакомпании, которые в свою очередь могут порекомендовать, куда лучше уйти, но все же последнее слово за капитаном. Может оказаться и так, что выбранный запасной тоже закрылся, и тогда приходится крутиться как ёжику с кактусом.
Из трех московских аэропортов к середине вечера осталось в работе одно Домодедово. Вот туда-то и ломанулся весь рой, который уже около часа накапливался где-то над московской областью.
Домодедово хоть и огромная воздушная гавань, но все же не безразмерная. Самолеты, прибывающие не в свой аэропорт, сначала ставят на свободные стоянки, затем, когда эти свободные стоянки заканчиваются, воздушные суда начинают ставить туда, где есть свободное место и где эти железные птицы не будут мешать общему передвижению по аэродрому.
Представьте себе, что всего лишь за час в Домодедово село 35-40 самолетов из "чужого курятника"? Самолет ведь не букашка, некоторые имеют более 70 метров в длину и более полусотни метров в размахе крыльев! В чреве каждого - от сотни до пятисот человек.
Это называется коллапс.
Так почему же пассажиры по три-четыре часа находятся в самолетах и их не выпускают оттуда?
А куда их выпускать?
Вот летит группа в "полосатых купальниках" с отдыха, из солнечной Турции на родину. Треть пассажиров из Екатеринбурга, еще треть из Самары, а остальные откуда попало. У тех, кто из Екатеринбурга и из Самары, пересадка на рейсы до дома в Шереметьево, а у остальных - у кого как. Оказавшись в ситуации, когда пассажир очутился не там, куда направлялся, начинается скандал. Одни требуют выпустить их из самолета, потому, что они живут в Бирюлево и им вообще несказанно повезло - до дома два плевка. Другие требуют быстро доставить их в Шереметьево, потому, что у них рейс до Самары через два часа и если они выйдут в Домодедово, то явно не успеют добраться до Шереметьево, да и платить бешеные деньги таксистам никто не собирается! Третьим вообще все фиолетово, они приняли на грудь и мирно спят.
Конечно, можно выпустить пассажиров из самолета, но как быть с багажом? Если выпускать, то всех и снимать весь багаж (а иначе кто будет в багажнике самолета искать именно их чемоданы?) Допустим, всех высадили, но тогда возникает вопрос, как потом сажать в самолет тех, кому нужно попасть все же в Шереметьево? Снова регистрировать, снова принимать и грузить багаж? Представляете, сколько на это уйдет времени? Даже по самым скромным подсчетам, 30 самолетов по 150 человек, это уже 4500 людей! А ведь в Домодедово еще и своих скопилось в пять раз больше и на вылет, и главное, на прилет.
Сегодня в одной соцсети прозвучало: "Надо багаж не снимать, а людей высадить в транзитную зону, а потом, когда самолет будет готов перелететь в нужный аэропорт, снова произвести посадку!" Ога, самое то, 10000 человек в транзитной зоне, рассчитанной на 2000! Дети, старики, беременные, пьяные....
Что же касается других аэропортов, которые удалены от Москвы и почему не всегда правильным решением будет уходить именно туда. (Питер, Казань, Нижний Новгород)
Когда командир принимает решение о том, куда же ему все-таки уходить, то рассчитывается не только остаток топлива, но и контролируется рабочее время, которое экипаж еще может работать. Понятно, что летчики и проводники никуда не уйдут из летящего самолета, но!
Допустим, летит самолет из Петропавловска Камчатского. Долго летит. 9 часов летит. Пункт его назначения - Шереметьево. Прилетает самолет в Москву, а тут: "Здрастье, а вы нас не ждали?" Пролетев 9 часов, самолет еще покрутился с часик в зоне ожидания и решил уходить на запасной. Топлива хватает и до Казани, и тем более до Домодедово. Куда идти?
Если командир решится уйти в Казань, то пассажиры попадают в еще худшую западню, чем в Домодедово. Сев в столице Татарстана, этот экипаж уже не сможет сесть за штурвал и вернуться в домой, потому что у него (экипажа) закончится рабочее время! А это, в свою очередь, означает, что пилоты и стюардессы должны (ОБЯЗАНЫ!) идти в гостиницу и отдыхать. И отдыхать они будут не менее 12 часов! Заведомо нарушение рабочего времени, если что, уголовно наказуемое деяние! Если самолет сел в Москве, но в другом аэропорту, а у экипажа закончилось рабочее время, то авиакомпания может быстро доставить резервный экипаж в аэропорт посадки, и самолет все же вернется на базу. С Казанью или Нижним Новгородом такой фокус не пройдет! Быстро только кошки родятся...
Вот такие они, реальности форс-мажорных обстоятельств. А поэтому будьте терпимее и постарайтесь понять людей, находящихся по другую сторону самолета. Они вам не враги и не бездельники, они просто делают свою работу!
P.S.
А про болтанку и страхи я уже рассказывал. И да, не читайте никаких газет натощак! Приятных Вам всем полетов!
P.P.S.
И да, товарищи, которые сетуют на "безобразную" работу пограничников на паспортном контроле в Домодедово. Советую слетать в Нью-Йорк, Рим или Мексику и постоять там в очереди пару-тройку часиков на прохождение границы.
Источник: ЖЖ letchikleha