Летчик Андрей Литвинов о том, как он не пускал губернатора Иркутской области на борт
На прошлой неделе в интернете появилась аудиозапись разговора командира самолета рейса авиакомпании "Аэрофлот" №748 "Иркутск-Москва" и диспетчера иркутского аэропорта. Борт должен было вылететь по расписанию в 13:00 и уже готов был подняться в воздух, когда диспетчеры сообщили командиру экипажа: "Сюда подъедет первое лицо, а потом будете запускаться". Летчик ответил, что ждать никого не собирается: "Пусть ваше первое
лицо не опаздывает на вылет и тогда будет летать с нами", - и сообщил, что уже заблокировал все двери. Препирательства длились несколько минут, в результате "первое лицо" - губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев - все-таки оказалось на борту воздушного судна. Теперь Восточно-Сибирская транспортная прокуратура собирается проверить законность задержания авиарейса, а в "Единой России" не исключают, что дело кончится отставкой губернатора. Slon.ru нашел командира экипажа рейса № 748 "Иркутск-Москва" летчика 1-го класса Андрея Литвинова и расспросил о случившемся.
- Сколько вы уже летаете?
- На следующий год будет 30 лет, как я в авиации. Сейчас я командир А320 авиакомпании "Аэрофлот", в компании я работаю 20 лет, являюсь отличником "Аэрофлота".
- Раньше у вас случалось что-нибудь подобное?
- Раньше было всякое, но это в советское время. Я еще летал на ЯК-40, работал в Брянске, возили министра минеральных удобрений и его свиту, конечно, приходилось их ждать и нагонять - все, что угодно, бывало. Но это не было связано с другими пассажирами. А здесь вот рейсовый самолет. Мы же возим людей, каждому нужно прилететь по расписанию: каждый человек рассчитывает - особенно те, кто летит транзитом, у них пересадка в Москве.
- То есть вы за пассажиров переживали?
- Да, конечно. Вот у меня товарищ один летел через Дубай, а из-за того, что была задержка из-за погоды, он потерял около 20 000 долларов, сейчас судится. Все это очень неприятно: человек летел на отдых с семьей, а получилось вот так. В общем, каждый хочет попасть вовремя туда, куда ему надо.
- А инструкции есть какие-то на этот счет?
- Самолет готов к вылету: пассажиры на борту, документы тоже. Что нам мешает вылететь по расписанию? Ничего. Вот прошу убрать трап, дать мне разрешение на запуск. Но мне не дают разрешения - без объяснения причин. Я снова спрашиваю причину задержки, мне ее не сообщают. Я уточняю, на сколько будет задержка, но они снова не отвечают. Я так понял, что я могу и три, и пять часов просидеть в самолете. Только вот этот гаденький голос диспетчера транзита сказал мне: "А мы вас не выпустим!"
- Это удар по имиджу "Аэрофлота"?
- Да, мне стало обидно за авиакомпанию, в которой я проработал полжизни, я почувствовал унижение и хамство в адрес командира, экипажа и всех пассажиров. Я сразу объявил пассажирам, чтобы они не думали, будто бы виноват "Аэрофлот", объяснил, что мы готовы были вылететь еще 40 минут назад. А то как обычно думают? Если задержка рейса, значит, "Аэрофлот" виноват. А не выпускали диспетчеры Иркутска, ссылаясь на распоряжение каких-то начальников. Во всем мире нет такого, чтобы просто запретили вылет без объяснения причин, не сказали, на сколько задержка, и когда приедет губернатор - через полчаса или через два часа.
- Вы на аудиозаписи говорите диспетчеру, чтобы высокопоставленный чиновник летел собственным самолетом, ждать его не будете, а двери уже закрыты. Получается, что в какой-то момент вы передумали?
- Я еще не слышал эту запись, но просто там было несколько диспетчеров, потом мне уже сообщили, что губернатор в аэропорту, через 3 минуты будет - ну, я открыл двери и пустил его. А то пришлось бы уже тратить время пассажиров на пререкания с губернатором.
- Правда, что вы после этого созванивались с губернатором?
- Да, он мне все объяснил. А на борту он попросил у меня возможности извиниться перед пассажирами. Я с удовольствием предоставил ему такую возможность - не каждый чиновник такого ранга может просто извиниться. Да, человек ошибся, не по своей вине, но все мы имеем право на ошибку. Даже президенты имеют право на ошибку. Но один это понимает, а другой - нет.
- А как же так случилось, что вы вдруг позвонили ему?
- А что тут такого? В Америке, например, любой гражданин может позвонить президенту. Номер не проблема достать. Может, я журналистикой увлекаюсь...
- У вас хватает на это времени? Вы же много летаете, а в воздухе сотовой связи нет.
- Просто, когда он извинялся перед пассажирами, я ему дал визитку, мы обменялись телефонами, он сказал, что я ему могу звонить, если будут какие-то проблемы. Мы очень позитивно пообщались.
- Вообще, ведь это не первая история, когда на пилотов оказывается давление, по одной из версий подобное было под Смоленском на борту польского самолета.
- Да, но я не знаю, какая там была степень, я бы на такое давление не поддался. Если ты командир - то и будь командиром на самолете: я отвечаю за жизни людей, которые находятся на борту.
Источник: Slon.ru