Транспортный самолет Министерства обороны разбился вчера при посадке на сирийской авиабазе "Хмеймим". На борту было 39 военнослужащих (6 из них - члены экипажа). Все они погибли. Официальная причина катастрофы пока не названа, наиболее вероятной версией опрошенные "Известиями" эксперты считают техническую неисправность, которая проявилась непосредственно перед посадкой.
В момент катастрофы Ан-26 Воздушно-космических войск России выполнял маневр парирования бокового ветра - скольжение, при котором нос самолета "смотрит" на полосу под углом. Такой маневр защищает самолет от возможных переворотов и смещений. Непосредственно над взлетно-посадочной полосой (ВПП) пилот должен был
довернуть нос машины и коснуться земли. В полукилометре от полосы самолет рухнул. Как сообщило Минобороны, среди погибших было 27 офицеров, один из них, по данным РБК, генерал-майор Владимир Еремеев, а также прапорщики и контрактники.
Как рассказали "Известиям" два информированных источника в военном ведомстве и один представитель авиастроительной отрасли, находясь на удалении одного километра от ВПП, самолет должен быть на высоте 50 метров. В полукилометре высота должна быть 25 метров. Все подходы к базе расчищены, посторонних строений и других объектов, мешающих посадке, там нет.
В момент аварии в районе авиабазы "Хмеймим" скорость ветра не превышала указанного в Руководстве по летной эксплуатации Ан-26 максимального значения - 10 м/с. По словам собеседников "Известий", на авиабазе "Хмеймим" есть две схемы захода на посадку - "северная" и "южная". Первая считается более сложной, в этом случае надо маневрировать в районе гор. "Южная" проще - с этой стороны равнинная местность. Но оба маршрута идут параллельно берегу моря, до которого менее пяти километров. Поэтому и на "юге", и на "севере" дуют боковые ветра.
По словам летчика-испытателя Героя России Романа Таскаева, существует несколько способов бороться с боковым ветром.
- Летчик направляет самолет против ветра, тем самым разворачивая его. В результате создается крен, которым пилот прикрывается, чтобы не сносило самолет. Самолет идет нормальным курсом, но с креном, - отметил летчик-испытатель. - При втором способе необходимо подобрать угол сноса, не делая крен. Просто отвернуть нос самолета на определенный угол. Выставляется такое положение, когда одно крыло впереди, а другое сзади со смещением. Можно использовать совмещенный способ. Немного изменить курс, немного добавить крена. Но обычно пилоты стараются парировать боковой ветер без крена, только подбором курса - скольжением.
Ан-26 с бортовым номером "52" до командировки в Сирию входил в состав 33-го отдельного смешанного авиационного полка 6-й армии ВВС и ПВО. В 2011 году самолет прошел ремонт в Иваново на 308-м авиационном ремонтном заводе. По итогам работ ресурс машины был продлен до 2021 года.
В Сирии Ан-26 использовался для перевозки личного состава и грузов между гарнизонами. В день трагедии этот борт выполнял стандартный полет. В частности, самолет завез грузы и забрал военнослужащих с базы "Квайерс" в районе Алеппо. Полет выполнялся штатным экипажем (пилот, второй пилот, борттехник, штурман и радист), которому был придан переводчик.
Ранее поступило сообщение, что в момент катастрофы на "Хмеймим" находился начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов. Но источники в военном ведомстве не подтвердили эту информацию.
Экс-командующий фронтовой авиацией ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин рассказал "Известиям", что пилотирование любого самолета в Сирии является боевым вылетом.
- В этой стране особые условия службы и летной работы. Летчики там выполняют боевые задачи. У каждого рода авиации задачи свои - у разведчиков одни, у ударной авиации - другие, у транспортников - третьи. Но все они совершают боевые вылеты, - сказал Николай Антошкин. - Психологическая нагрузка на экипажи выше. Они должны учитывать больше факторов, чем в обычном мирном полете. Ан-26 - это довольно надежная машина, хоть и находится в эксплуатации давно.
Бывший начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов сообщил "Известиям", что катастрофа могла быть вызвана отказом техники и погодными условиями, а также тем обстоятельством, что поломка произошла на малой высоте. Все это вместе не позволило предотвратить случившееся.
- При посадке Ан-26 сила ветра была 8-10 м/с. Это достаточно сильный ветер, но не критичный для самолетов этого типа, которые можно посадить даже при порывах 15 м/с. Если учесть, что все произошло на небольшом удалении от взлетно-посадочной полосы, то можно однозначно говорить, что внешнего воздействия также не было. На этом расстоянии начинается охранная зона ВПП, - отметил эксперт. - Предполагаю, что главной версией нужно считать технический отказ. В сложившейся ситуации высота была 30-50 метров от земли, для такого маневра это критично. Если бы чуть выше, 100-150 метров, то при отказе одного двигателя можно было добавить второму обороты и уйти на второй круг или удержаться на курсе глиссады и завершить посадку.
Как отметил Владимир Попов, исправить ситуацию рулями крена и педалями по направлению было практически невозможно.
- Скорость уже слишком маленькая, аэродинамические силы резко ослабевают. Если к этому добавляется ветер, то сделать это становится еще сложнее, поскольку отклонения только усиливаются, - отметил эксперт. - Самолет на долю секунды выходит из повиновения, и этого достаточно, чтобы коснуться стойкой шасси или крылом земли на скорости порядка 200 км/ч. При этом этого самолет развернуло, ударило.
Ан-26 - один из лучших военно-транспортных самолетов конструкторского бюро Антонова. Он получил прозвище Гадкий утенок. Эксплуатация этой модели началась в 1973 году. До сих пор она активно используется в российской военно-транспортной и гражданской авиации. В Вооруженных силах РФ по состоянию на 2016 год насчитывалось 175 таких бортов.
Известно несколько десятков громких катастроф с участием Ан-26. Первая произошла 11 июля 1974 года недалеко от Рязани. Тогда погибло пять человек. Военные Ан-26 не раз становились фигурантами печальной хроники. Во время крушения борта 6 мая 1983 года в Камчатской области погибли 35 человек. Несколько Ан-26 были потеряны в Афганистане. Так, 26 декабря 1986 года самолет-ретранслятор был поражен двумя ракетами ПЗРК близ Кандагара. Погиб один человек. Из семи членов экипажа шестеро спаслись, прыгнув с парашютом.
Предварительный список погибших
- Майор Смирнов С.Г.
- Старший лейтенант Сафронов Д.В.
- Старший лейтенант Панов М.А.
- Старший лейтенант Алтунин К.Н.
- Старший лейтенант Осипкин А.В.
- Старший сержант Епифанов
- Генерал-майор Еремеев В.Г.
- Капитан первого ранга Сачук А.М.
- Капитан первого ранга Моисеев М.А.
- Полковник Федун С.В.
- Майор Морозов А.Л.
- Старший сержант Лушков С.В.
- Прапорщик Григорьев М.А.
- Капитан Горбань К.А.
- Капитан Гайдарханов Э.С.
- Младший сержант Белов А.И.
- Старший сержант Богатырев З.М.
- Майор Маунев М.И.
- Капитан Пыленок А.А.
- Капитан Шейнцивт С.В.
- Майор Чагин Е.В.
- Старший прапорщик Грабовский С.В.
- Капитан Труфанов А.В.
- Майор Кукушкин Д.И.
- Старший лейтенант Шевченко А.А.
- Ефрейтор Коломойцев И.К.
- Майор Микрюков В.В.
- Капитан медицинской службы Распутин Н.Б.
- Сержант Сереженков Е.А.
- Младший сержант Чапдаров Б.Р.
- Старший лейтенант Левчук Г.С.
Источник: Известия