"Мы ставим амбициозные задачи"
 

Один из ведущих российских производителей продукции для авиационно- ракетной отрасли - Арзамасский приборостроительный завод им. П. И. Пландина - отмечает 60-летие. Основанный в середине XX века, завод с мировым именем успешно развивается и обеспечивает отечественный оборонный комплекс высокоточными и надежными комплектующими, без которых, говорят на предприятии, "в России не летают". Сегодня мощности АПЗ позволяют ежегодно отгружать продукцию на 11 млрд руб. Об истории и перспективах развития предприятия рассказывает генеральный директор АПЗ Олег Лавричев

- Олег Вениаминович, вы возглавили предприятие в 2008 году. Как АПЗ завершает десятилетие?

- Год от года мы наращиваем объемы отгрузки продукции. За десятилетие выручка завода увеличилась с 2,3 млрд руб. до 10,9 млрд руб. Ежегодно предприятие улучшает результат в среднем на 20%. На будущий год АПЗ ставит задачу увеличить отгрузку еще на миллиард, и эта цель обязательно будет достигнута. В основном предприятие работает на государственный оборонный заказ, наши изделия также востребованы предприятиями гражданского авиастроения и "Роскосмоса". Ежегодно растет чистая прибыль, которую мы направляем в развитие и модернизацию: в общей сложности в последние несколько лет мы инвестировали около 6 млрд руб. и приобрели свыше 880 единиц новейшего современного оборудования. Работа в этом направлении будет развиваться.

- В ближайшее время Россия примет очередную десятилетнюю государственную программу вооружения с акцентом на нужды ВКС России. Какие перспективы открываются предприятию?

- Нет никаких сомнений в том, что в рамках новой программы вооружений до 2027 года наша продукция по-прежнему будет востребована. Мы ежегодно прирастаем в объемах по этому направлению работы в силу востребованности и конкурентоспособности нашей продукции: в 2016 году загрузка увеличилась на 34%, в 2018-м мы ожидаем рост предварительно на 25%. Одновременно мы осваиваем новую продукцию оборонного и гражданского авиационного сектора, которая обеспечит нам загрузку производственных мощностей и работу персоналу. Поэтому по самолетному, вертолетному и ракетному направлению снижения в объемах задач не предвидится. Новая программа обеспечит модернизацию и комплектование вооруженных сил современным высокоточным оружием, а это отражается и на ассортименте продукции. Сегодня по документации наших головных разработчиков и самостоятельным наработкам мы осваиваем целую номенклатуру изделий, которая пополнит ряд новейших средств противовоздушной обороны и авиационного ракетного оружия. Наши конструкторы и технологи эффективно работают с уже выпускаемой и совершенно новой продукцией. А современное производство позволяет в достаточной степени обеспечить потребности государства. Стоит отметить, что АПЗ при этом не участвует в государственных целевых программах, позволяющих привлечь бюджетное финансирование: мы используем механизм беззалогового кредитования в банках, которые нам доверяют.

- Владимир Путин поставил задачу оборонным предприятиям к 2030 году довести долю гражданской продукции до 50%. Как АПЗ реализует конверсионное направление и планирует достигнуть поставленной цели?

- В портфеле заказов АПЗ "гражданка" занимает около 10%. Мы уже давно успешно развиваемся на рынках приборов учета энергоресурсов, и наш потенциал в занимаемых нишах еще не исчерпан. Мы планируем и дальше разрабатывать и развивать традиционные направления, связанные с приборами учета, в сотрудничестве с инжиниринговыми компаниями. Кроме того, сейчас актуальны разработки в сфере автоматизации и внедрения продукции для гражданской авиации по проекту магистрального самолета МС-21. Акцент сделан и на медицинском направлении - клинические испытания уже проходит прибор "Миатон-М", позволяющий восстанавливаться пациентам после инсультов и других тяжелых заболеваний, включая ДЦП. Два года назад с участием АПЗ было создано конструкторское бюро, ориентированное на гражданскую сферу. Это рыночная структура, которая разрабатывает собственные опытные и научные решения и адаптирует уже существующие наработки, востребованные на рынке. Недавно специально для этого бюро мы приобрели новое здание, куда вскоре переедут лаборатории и специалисты конструкторских отделов. Кроме того, мы проводим конкурсы интеллектуальных идей, поддерживаем молодых конструкторов и стараемся найти продукты, которые действительно будут востребованы и конкурентны на рынке и обеспечат хороший уровень рентабельности.

- С какими сложностями сталкиваются предприятия ОПК, развивая конверсию? Как государство содействует оборонному сектору?

- Для этого разработана и внедрена федеральная программа диверсификации с использованием механизма Фонда развития промышленности. Мы понимаем, что оборонно-промышленный комплекс, ориентированный на изготовление ограниченных серий продукции по стандартам качества, существенно отличается от традиционного массового производства именно по технологическому профилю. Гражданка - это массовая продукция с иными технологическими стандартами, поэтому не все оборудование для ГОЗ может применяться для выпуска гражданской продукции. История диверсификации в 90-е хорошо и печально известна.

Если АПЗ тогда удалось найти рыночные ниши и пути сохранения производства и коллектива, то многие предприятия легли на лопатки и потеряли уникальные коллективы. Чтобы не повторять негативный опыт, государство должно обеспечить сопровождение этого процесса и помогать предприятиям в освоении новых рынков и разработках гражданской продукции. Работать на рынке неподготовленным промышленникам непросто - не все предприятия приспособлены к маркетинговым схемам, им придется пройти трудный путь. Чтобы продукцию можно было продать, должна работать государственная целевая программа, которая позволит получать средства и разрабатывать бизнес-планы, маркетинговую стратегию сектора ОПК. Но для получения государственных денег сегодня надо доказать, что проекты в гражданском сегменте могут быть реализованы на рынке и производство не будет убыточным и сможет ее производить и продавать. И, хотя деньги выделяются немалые - десятки миллиардов рублей, воспользоваться господдержкой получается далеко не у всех, требуется особая глубина проработки проектов. Иными словами, есть возможности, но нет желающих. Мы тоже обратились в региональный фонд поддержки промышленности и ФРП с проектами. И надеемся успешно пройти все процедурные требования и получить на реализацию проектов около полумиллиарда рублей.

- Как вы оцениваете перспективы развития промышленности Нижегородской области?

- С приходом врио губернатора Глеба Никитина появились новые возможности. Недавно он приезжал на АПЗ и поинтересовался, используем ли мы средства федеральных целевых программ. Но, как я уже говорил, мы смотрим на них с осторожностью, потому что если потратишь деньги не туда, отклонишься от заданной схемы финансирования, за тобой сразу придут.

Отмечу, что ресурс Глеба Никитина как одного из чиновников минпрома, который разрабатывал эти программы и внедрял их через ФРП, надо полезно использовать. На совещаниях с минпромом и промышленниками Нижегородской области обсуждалась новая региональная программа развития промышленности. Глава региона глубоко погружен в эти процессы. Он заинтересован в том, чтобы эта программа оказалась действенной.

Инициативы промышленников и инвесторов должны обеспечиваться федеральными и региональными бюджетными ресурсами и пользоваться спросом. Депутаты, участники рынка и правительство Нижегородской области ищут механизмы, возможности и способы сделать регион привлекательным для инвесторов и создать дополнительные факторы для заинтересованных инвесторов. Глеб Никитин нас слышит, и мы будем дальше работать над этим, чтобы предприятия могли воспользоваться преференциями и развиваться.

- Как АПЗ выполняет свою социальную ответственность?

- Мы понимаем свою социальную ответственность перед большим коллективом и реализуем целый ряд программ, разработанных под различные социальные категории. Участвуем в городских инициативах и поддерживаем их, создавая комфортную городскую среду. Многие предприятия сегодня отказываются от социальных обязательств, концентрируясь на финансовой эффективности и получении прибыли, но АПЗ до сих пор содержит на своем балансе профилакторий, дом культуры и спортивный комплекс. Мы даже в кризис 2008 года не снижали свою ответственность и участие в социальных программах, понимая, что не хлебом единым жив человек. В городе, где так или иначе трудятся и живут семьи наших сотрудников, ветераны, предприятие внимательно относится к обязательствам социального порядка. Мы создаем дополнительные условия для мотивации и закрепления молодежи, у нас действует программа "Почетный ветеран". Поэтому могу с уверенностью сказать: мы делаем все, чтобы наши сотрудники были довольны и гордились своей работой и своим заводом.

Источник: Коммерсантъ - Нижний Новгород