КУЛЗ: 75 лет движения вперед

Каменск-Уральскому литейному заводу 12 марта исполняется 75 лет. Большую часть своей жизни он был закрытым для посторонних глаз. И не только для посторонних. Его работники, выполняя те или иные операции: делая отливки и детали, собирая агрегаты, разрабатывая оснастку, создавая чертежи и технологии, могли и не знать конкретного назначения будущих изделий в силу специфики оборонного производства.

Деятельность предприятия и, как следствие, его история не афишировались долгие десятилетия. Даже в Каменске-Уральском. На карте истории города, области и страны оно было практически белым пятном.

В представлении нуждается

Завод возник в 1942 г. как комплектатор авиастроения, выпускающий колеса, агрегаты управления взлетно-посадочной системы и тормоза для военных и военно-транспортных самолетов. И сегодня продукция этого назначения является для КУЛЗа основной, формируя большую часть его портфеля заказов. Предприятие изготавливает комплектующие к самолетам: военным, военно-транспортным, спортивно-пилотажным, учебно-тренировочным, специального назначения, использующимся в народном хозяйстве и в спасательных операциях силами МЧС (как Бе-200), к пассажирским, а также - к вертолетам. Это различные модификации летающих машин марок МиГ, Ил, Су, Ан, Ту, Ми, Ка.

Немалую долю заказов составляют алюминиевые и магниевые отливки для производителей средств ПВО. Сегодня интенсивно развивается и другое стратегическое направление деятельности - производство фрикционных деталей для бронетанковой техники.

Литейный завод обладает замкнутым производственным циклом. Именно так на нашей промплощадке рождаются авиационное колесо и другие изделия (тормоза, агрегаты управления для авиатехники и пр.). Процесс начинается с изготовления оснастки для литья и механообработки, включает само литье, производство фрикционных деталей из биметалла и металлокерамики, механо-, термо-, гальванообработку, изготовление метизов, резинотехнических изделий, заканчивается сборкой и нанесением лакокрасочного покрытия.

КУЛЗ, родившийся под крылом авиационной промышленности, а со временем расширивший специализацию, 10 лет входит в научно-производственную корпорацию "Уралвагонзавод", объединяющую более 40 оборонно-промышленных предприятий.

История с пожелтевших страниц

Отсчет годам КУЛЗ ведет со дня выпуска первой продукции - литых заготовок барабана и реборды авиационных тормозных колес. Это произошло 12 марта 1942 года, когда на свет появились первые годные отливки для колес военно-транспортного самолета Ли-2.

Но есть и другая дата. 17 декабря 1939 г. вышло постановление Совета народных комиссаров о строительстве в Каменске-Уральском завода № 286 по выпуску комплектующих для военных самолетов. Если возраст предприятия определять временем выхода этого правительственного документа, а это действительно знаковое событие, то надо прибавлять еще два года с небольшим.

Однако, по стечению обстоятельств, КУЛЗ родился на базе эвакуированного в Каменск из подмосковной Балашихи литейно-механического завода, производившего авиаколеса. Рождение каменского литейного, как и многих уральских предприятий военной поры, происходило в жесточайших условиях. Эшелон с разобранной техникой и специалистами БЛМЗ прибыл на Средний Урал в конце ноября 1941 г. При этом монтаж, пуск плавильных печей, металлорежущих станков и другого оборудования велись в неотапливаемых помещениях, часть из которых являлась подсобными, часть возводилась параллельно с введением в строй техники. А на улице стояли сорокаградусные морозы. Но балашихинские специалисты, жители Каменска и окрестных деревень сделали невозможное, пустив производство через три с половиной месяца после прибытия эшелона в город.

Продукция высокого полета

Всю войну завод снабжал авиа-колесами (а также агрегатами тормозных систем) сборочные предприятия, собиравшие крылатые машины, и саму фронтовую авиацию - техника "переобувалась" на ходу. Помимо Ли-2 каменцы обеспечивали производство и эксплуатацию других легендарных машин: легкомоторного самолета У-2 (По-2), использовавшегося в разных качествах: от учебного, курьерского до ночного бомбардировщика; пикирующего бомбардировщика Пе-2; истребителя Ла-5, среднего и дальних бомбардировщиков Ту-2, Ил-4, Ил-6, Ер-2.

Уже в конце 1945 г. завод приступил к освоению большого количества изделий для новых военных самолетов, а со временем, спустя десятилетия - для вертолетов семейств Ми и Ка, гражданских воздушных судов. Среди самых известных пассажирских лайнеров, к которым имеет отношение литейный, - Ту-154, Ил-86, Ил-96 300 (одна из модификаций которого - Ил-96 300ПУ - является президентским самолетом), Ил-114, Як-42, Ан-140, Ан-148 и многие другие.

В 1960-е годы завод производил механизмы управления ракетной техникой - "рулевую машинку".

Большим шагом в развитии литейного производства КУЛЗа в 1960-е годы стало освоение крупногабаритного тонкостенного литья - заготовок для производства средств противовоздушной обороны - и внедрение технологии изготовления фрикционных биметаллических деталей для авиационных тормозов. А в 1970-е завод стал производить литейные заготовки для танкостроения: корпус и более 10 наименований деталей газотурбинного двигателя для танка Т-80.

В 1990-е годы, во времена конверсии военного производства, когда выпуск оборонной продукции практически сошел на нет, КУЛЗ делал аппаратуру для топливно-энергетического комплекса, автомобильные колеса для легковых машин, в том числе спортивных, широкий спектр товаров народного потребления.

Сегодня акционерное общество "КУЛЗ" - один из крупнейших в стране производителей тормозных систем для авиационной техники военного, гражданского и двойного назначения. Номенклатура изделий составляет более 150 наименований. В 2010-х годах литейный завод освоил производство тормозных колес, тормозов и агрегатов управления для самолетов Т-50, Як-130, Ан-140, Ан-148, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-29СМТ и других. В последние годы список продукции пополнился тормозным колесом к самолету Як-152, тормозом к самолету-амфибии Бе-200, редукционным клапаном УГ149, используемым в десятках марок летательных аппаратов.

Изделия завода комплектуют авиационную технику, поставляемую на экспорт, для Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" и корпорации "Иркут", компании "Сухой", холдинга "Вертолеты России", применяются в лицензионном производстве самолетов за границей.

Каменск-Уральский литейный завод сегодня активно обновляется в русле актуальной политики импортозамещения. Вкладом завода в это стратегическое направление развития отечественной экономики является реализация инвестиционного проекта "Реконструкция производства дисков трения для спецтехники", построенного на условиях софинансирования с федеральным бюджетом.

Для этого на предприятии фактически заново создается производство фрикционных изделий для спецтехники, производимых до этого на Украине. За год с небольшим участок металлокерамики, пущенный в чугунолитейном цехе в конце 1960-х годов, преобразился на глазах. Здесь появились современное оборудование отечественного производителя для приготовления шихты, где большинство операций выполняется в автоматическом режиме, три новых гидропресса мощностью по 2 000 и 630 тонн и новый для завода передел - линия упрочнения дисков.

Такая модернизация позволила поднять производство фрикционных изделий на более высокий уровень, нарастить объемы продукции, улучшить ее качество, и, что очень важно, - экологическую составляющую на участке.

Сейчас в рамках ФЦП реализуется проект возведения новых котельной и водородной станции. Эти инфраструктурные объекты, оснащенные на самом современном уровне, обеспечат потребности предприятия в высококачественном водороде, теплоносителе, дадут весомую экономию энергоресурсов.

В целом реализация федеральной программы станет вкладом в диверсификацию производства КУЛЗа, расширит номенклатуру продукции, что даст экономике предприятия большую маневренность и устойчивость.

Впереди у литейного завода целая жизнь, большие планы и много интересной работы.

Источник: Областная газета