Исполнилось 100 лет со дня рождения главного конструктора, создателя авиационных двигателей Федора Владимировича Шухова
 

Федор Владимирович Шухов (1915 - 1990 г.г.), внук легендарного русского инженера В.Г. Шухова, всю свою жизнь посвятил созданию и серийному производству авиационных двигателей.

После окончания в 1939 году Московского высшего технического училища им. Баумана, Федор Владимирович пришел работать ведущим конструктором на завод № 24 им. М.В. Фрунзе (ныне - ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют"). Талантливый молодой инженер, в 1943 году он был назначен начальником отдела, а затем заместителем Главного конструктора на ММЗ "Союз". Ученик и соратник выдающихся авиаконструкторов А.А. Микулина и С.К.Туманского,

Ф.В. Шухов внес большой вклад в разработку и внедрение в серийное производство двигателей РД-3, Р15Б-300.

В 1969 году Ф.В. Шухов назначен главным конструктором в МКБ "Гранит", являющимся по существу опытно-конструкторским бюро на заводе "Салют".

В эти годы на заводе начался серийный выпуск двигатели Р15Б-300 (для самолета МИГ-25). На заводе изготавливался один из самых массовых двигателей - АЛ-21Ф для самолетов МИГ-23, Су-17 и их модификаций. Эти самолеты обеспечили Советскому Союзу паритет в авиации с другими странами. МИГ-25 и МИГ-23 до сих пор стоят на вооружении в России и в ряде зарубежных стран.

На самолете МИГ-25 с двигателями Р15Б-300 установлено несколько мировых рекордов, в том числе впервые на серийном самолете достигнута скорость 3000 км в час. Для повышения эксплуатационных возможностей самолета МИГ-25 под руководством и при непосредственном участии Ф.В. Шухова разработана методика эксплуатации двигателей по техническому состоянию и технология модульной замены узлов двигателя Р15Б-300 в условиях эксплуатации. Эта работа была удостоена премии Совета министров СССР (1982г).

В 1984-1985 годах под руководством Федора Владимировича на заводе "Салют" и на УМПО началось освоение, а затем и серийное производство двигателей АЛ-31Ф для самолета наземной авиации Су-27 и самолета Су-33 корабельного базирования на авианосце "Адмирал Кузнецов". Создателем двигателя явился талантливый авиастроитель, Герой социалистического труда, Лауреат Ленинской премии А.М. Люлька. Самолеты семейства "Су" с двигателями АЛ-31Ф обладают рядом непревзойденных уникальных качеств. Благодаря высокой устойчивости двигателя АЛ-31Ф в работе самолет Су-27 способен выполнять фигуры высшего пилотажа, недоступные ни одному самолету в мире.

Ф.В. Шухов активно участвовал в организации выпуска и ремонта авиационных двигателей на Омском заводе им. Баранова, Тюменском заводе им. 50-летия Октября, на авиаремонтных предприятиях России.

Помимо высокого инженерного таланта Ф.В. Шухов являл собой пример настоящего трудоголика. Его 12-ти часовой рабочий день начинался с посещения испытательной станции, механических цехов.

Ровный и уважительный в обращении с сотрудниками, Федор Владимирович всегда внимательно выслушивал каждого независимо от должности. Многие сегодняшние руководители получили "путевку в жизнь" от Ф.В. Шухова.

За заслуги перед государством, большой вклад в дело обороноспособности Ф.В. Шухов удостоен звания "Лауреат Государственной премии" (1967г), награжден орденом Ленина (1963г), орденом Трудового Красного Знамени (1971г), двумя орденами "Знак Почета" (1947, 1957гг), медалями.

Источник: ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют"