Четверть века на службе авиапромышленности России
 

6 декабря 2016 г. исполняется 25 лет со дня создания Российского союза объединений, ассоциаций, предприятий и организаций авиационной промышленности (Россоюза "Авиапром", с февраля 1993 года - открытое акционерное общество).

О том, какие цели и задачи ставили основатели Россоюза, его роли в сохранении отрасли в тяжелейший переходный период 1990-х годов и последующей многогранной деятельности по решению большого комплекса общеотраслевых задач уже в форме акционерного общества, рассказывает генеральный директор ОАО "Авиапром" Виктор Дмитриевич Кузнецов.

- Для авиационной общественности 2016 год богат на юбилеи: в марте мы отмечали 70-летие создания МАП СССР, круглые даты со дня создания у десятков предприятий и организаций - акционеров ОАО "Авиапром", а в декабре - 25-летие нашей организации.

Российский союз объединений, ассоциаций, предприятий и организаций авиационной промышленности (Россоюз "Авиапром") был учрежден общим собранием предприятий и организаций, находившихся в ведении Министерства авиационной промышленности СССР, 30 октября 1991 г. после принятия Постановления Совета министров РСФСР № 439 от 24 августа 1991 г. о реформировании Совета министров СССР и передаче союзных министерств в подчинение Совету Министров РСФСР. Устав Россоюза "Авиапром" был зарегистрирован в Московской регистрационной палате 6 декабря 1991 г.

Президентом Россоюза "Авиапром" руководители предприятий и научных организаций отрасли единодушно избрали Александра Николаевича Геращенко, исполнявшего тогда обязанности Министра авиационной промышленности. Первым вице-президентом Россоюза был избран Юрий Александрович Бардин и вице-президентом Аполлон Сергеевич Сысцов. В руководство фирм и подразделений Россоюза вошли бывшие руководители главков и управлений, члены коллегии Министерства авиационной промышленности СССР.

У истоков Россоюза "Авиапром" и его правопреемника ОАО "Авиапром" помимо А.Н. Геращенко, Ю.А. Бардина, А.С. Сысцова стояли и другие авторитетные руководители и специалисты отрасли: Владимир Тимофеевич Иванов, Александр Михайлович Батков, Константин Николаевич Казеннов, Владимир Михайлович Фадеев, Николай Михайлович Орлов, Виктор Александрович Зеленов, Рамиль Бареевич Урманов, Валерий Георгиевич Поносов, Вадим Вагриевич Павлов, Александр Тимофеевич Ильин, Вячеслав Николаевич Рыбаков, Владимир Валентинович Апакидзе… Многие из них и сейчас успешно работают в ОАО "Авиапром".

Основной целью создания Россоюза "Авиапром" являлось обеспечение координации деятельности сотен производственных предприятий и научных организаций отрасли в условиях разорванных производственно-экономических связей, системного кризиса и не сформированной промышленной политики государства.

Кажется, совсем недавно, 25 лет назад, в СССР произошел "тектонический сдвиг" в общественном строе, который едва не погубил Россию как великую державу. Все началось с бунтарей-одиночек, а кончилось ГКЧП и Беловежским соглашением.

События осени 1991 г. привели в том числе и к радикальному изменению позиции нового руководства Российской Федерации по отношению к дальнейшей судьбе ВПК страны. Была принята концепция радикальных рыночных реформ и демилитаризации экономики.

В течение ноября-декабря 1991 г. была демонтирована отраслевая структура управления ВПК, ликвидирована Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, которая играла важную роль в прежней отраслевой структуре управления промышленностью. Управление разработками и производством вооружения и военной техники полностью перешло к Министерству обороны…

Сегодня мы не ставили задачу рассматривать детально причины и последствия распада СССР. Процесс разрушения страны произошел не в результате одномоментного действия, а вследствие длительного воздействия внешних и внутренних деструктивных сил, совпадения многочисленных факторов влияния на экономику страны, в том числе искусственно созданных, таких как предельно низкие мировые цены на нефть и нефтепродукты, что ухудшило и без того сложное экономическое положение страны. Безусловно, не обошлось без прямого предательства во властных структурах.

Какими бы ни были последствия разделения советского наследия, неоспоримым являлся факт, что Россия в начале 1990-х гг. стала обладательницей одного из крупнейших в мире авиастроительных промышленных комплексов. На ее территории оказались все советские центры авиационной науки мирового уровня, все вертолетостроительные ОКБ и ведущие ОКБ самолетостроения, крупные ОКБ двигателестроения, около 30 только сборочных заводов, обеспечивавших финальный выпуск самолетов, вертолетов и двигателей… Наша отрасль могла стать локомотивом высокотехнологичного развития экономики России.

Руководство авиастроением и многими другими отраслями осуществляло сначала Министерство промышленности РФ, а после его расформирования в 1992 г. - вновь образованный Роскомоборонпром (с 1993 г. - Госкомоборонпром, с 1996 г. - Миноборонпром). В 1997 г. и Миноборонпром был ликвидирован, управление отраслью перешло к Министерству экономики, а в 1999 г. - к Росавиакосмосу… Неудивительно, что при такой изменчивости органов госуправления отраслевая промышленная политика и ее реформирование в условиях острейшего экономического кризиса реально не проводились. Управление предприятиями оказалось сконцентрировано в руках директоров, а затем - и собственников, нередко сочетавших обе роли в одном лице.

Стремясь защитить себя от последствий непродуманных реформ и нестабильности бюджета России многие "производственники", или, как их тогда называли, "красные директора", начали стремиться к консолидированию своих интересов. Уже 11 января 1992 г. на базе Научно-промышленного союза СССР был создан Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), в состав которого вошло более 100 отраслевых и региональных объединений, представлявших ключевые секторы экономики. В феврале 1992 г. была проведена конференция оборонщиков России, в последующем оформленная как Лига содействия оборонным предприятиям.

В авиационной промышленности таким консолидирующим объединением стал Россоюз "Авиапром". Обладая глубокими профессиональными знаниями, большим управленческим опытом, владея полной информацией о каждом предприятии авиапрома и изделии авиационной техники, бывшие руководители и ведущие специалисты Министерства авиационной промышленности СССР, ликвидированного в феврале 1992 г., единодушно приняли стратегическое для сохранения отрасли решение: в новых социально-экономических и общественно-политических условиях объединиться для решения общеотраслевых задач по восстановлению и развитию кооперационных связей между многочисленными предприятиями и организациями России, Украины, Узбекистана и других новых государств, возникших на пространстве бывшего СССР, и представлявшими ранее единый глубоко интегрированный научно-промышленный комплекс, ориентированный на создание, производство и сбыт конкурентоспособной военной и гражданской авиационной техники различного назначения.

В Россоюз "Авиапром" перешли 400 из 1100 сотрудников Минавиапрома, в том числе все начальники Главных управлений. Практически в Россоюзе была сохранена структура Министерства авиационной промышленности, что позволяло в новом статусе достаточно эффективно выполнять все координирующие функции в отрасли.

Для обеспечения функционирования Департамента авиационной промышленности Минпрома Российской Федерации, который возглавил бывший заместитель министра А.Г. Братухин, туда перешли 60 ведущих сотрудников бывшего Минавиапрома, в том числе большинство заместителей начальников Главков. В сложный переходный период, когда особенно остро стоял вопрос сохранения авиастроительной отрасли как таковой, все возникающие вопросы решались в Россоюзе "Авиапром" и Департаменте авиационной промышленности согласованно и оперативно, при этом сотрудники отраслевых структур равнозначно воспринимали указания президента Россоюза и директора Департамента.

Многие высококвалифицированные опытные специалисты Минавиапрома по их согласию были направлены для работы в отдел "Авиабанка" по финансированию конверсионных программ предприятий, на что выделялись средства из госбюджета, а также в Ассоциацию "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД), "Общество авиастроителей", страховую компанию "Авикос", организации "Авиааудит", "Авиаснабсбыт", "Авиакомплектация" и другие структуры. Для координации их деятельности с учетом общеотраслевых задач эти организации также вошли в состав Россоюза "Авиапром".

Деятельность Россоюза и после преобразования в ОАО "Авиапром" в период 90-х годов была направлена, прежде всего, на оказание предприятиям авиационной промышленности методической и организационной помощи в обеспечении их выживания, сохранении объема научно-исследовательских, опытно-конст-рукторских работ, определении источников финансирования. Специалисты Россоюза решали в федеральных министерствах и ведомствах вопросы организации коопераций по созданию и производству авиационной техники, обеспечению ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Они активно участвовали в разработке, а потом в организации выполнения и анализе результатов Программы развития гражданской авиационной техники до 2000 г., действовавшей с 1992 г.

Главное значение этой Программы состояло в том, что она предусматривала финансирование из госбюджета работ по созданию, доводке и сертификации перспективных гражданских самолетов марок "Ил", "Ту", "Як", "Ан", "Бе", вертолетов "Ми" и "Ка", авиационных двигателей к ним, разработку пилотно-навигационного оборудования, новых материалов и технологий. Перечень самолетов и вертолетов, выпуск которых планировался по этой Программе в 1992-2000 гг., полностью закрывал потребности России в современной гражданской авиационной технике, хорошо адаптированной к условиям нашей страны. Планировалось выпустить за этот период в России и странах СНГ 9049 летательных аппаратов, включая авиацию общего назначения (АОН).

В сложных условиях приватизации предприятий отрасли, отвлечения ресурсов в связи с конверсией, хронического недофинансирования основного производства и длительных задержек оплаты труда при галопирующей инфляции, руководителям и специалистам Россоюза Авиапром" и Департамента авиационной промышленности удалось наладить кооперацию и обеспечить выпуск в 1992 г. 81 гражданского самолета (7 Ил-62М, 6 Ил-86, 1 Ил-96, 20 Як-42Д, 39 Ту-154М, 4 Ту-204, 4 Ан-124) и 337 гражданских вертолетов. На 11 самолетов и 19 вертолетов больше, чем было выпущено в 1991 году! В 1993 году было выпущено 72 гражданских самолета и 202 гражданских вертолета.

К сожалению, объем финансирования Программы в 1993 году составил всего 50% от запланированного, а в 1994 г. бюджетное финансирование производства гражданской авиатехники практически прекратилось. Несмотря на то, что 26 января 1996 года по Указу Президента Российской Федерации статус этой Программы был повышен до "Федеральной целевой программы развития авиационной техники России до 2000 года", в 1996-1997 гг. ее профинансировали всего на 16% от плана.

Одновременно с проблемами в авиационной промышленности в России и странах СНГ нарастал кризис рынка гражданской авиатехники: дезинтеграция отечественных авиакомпаний, падение реальных доходов населения и рост цен на авиабилеты привели к резкому - в 2,5 раза - падению спроса на авиаперевозки. С оборонным заказом дело обстояло не лучше: с сотен боевых самолетов и вертолетов он снизился до единичных экземпляров.

С момента учреждения перед Россоюзом "Авиапром" была поставлена задача оперативно перестраивать и организовывать работу по воссозданию и обновлению основных фондов отрасли в новых рыночных условиях, при этом обеспечить комплексное развитие авиационной промышленности, включая социальную инфраструктуру. В 1991 г. при участии специализированных подразделений Россоюза "Авиапром" и предприятий отрасли было обеспечено завершение строительства и сдача в эксплуатацию 117 тыс. м2 промышленных площадей, 574 тыс. м2 жилья, детских садов на 1840 мест, школ на 3294 учебных места, ПТУ на 400 учащихся, поликлиники на 675 мест. Было введено основных производственных фондов на сумму 1,3 млрд руб. К сожалению, 1991 г. можно назвать последним годом, когда отрасль, вложив более 1,5 млрд руб. собственных заработанных средств, обеспечила сохранение и комплексное развитие производственной и социальной инфраструктуры в указанных объемах.

В условиях сокращения производства до 20-30% от имеющихся мощностей, жизненно важное значение для сохранения предприятий отрасли имели мероприятия Россоюза - ОАО "Авиапром" совместно с "Роспрофавиа" и другими организациями, направленные на поддержку трудовых коллективов, сохранение квалифицированных кадров авиастроителей.

В начале 90-х гг. Россоюз "Авиапром" от имени предприятий отрасли подписал первое в истории новой России трехстороннее отраслевое тарифное соглашение, в котором были максимально учтены предложения "Роспрофавиа". Это соглашение стало основой для заключения на предприятиях отрасли коллективных договоров и сыграло важную роль в защите социальных и экономических интересов трудящихся авиационной промышленности.

Россоюз - ОАО "Авиапром" вместе с отраслевым профсоюзом и Департаментом авиационной промышленности добивались от Правительства России выделения из госбюджета дополнительных средств на поддержку объектов социальной инфраструктуры предприятий отрасли, на финансирование по фонду потребления, что также способствовало выживанию трудовых коллективов. В результате этих совместных мероприятий удалось избежать на предприятиях массовых увольнений, сохранить саму возможность выхода из кризиса и возрождения отрасли на новом уровне.

В результате неоднократных обращений коллективов предприятий и общественных организаций, включая ОАО "Авиапром", к Президенту, Государственной Думе и Правительству России удалось доказать стратегическую важность авиационной промышленности для обеспечения обороноспособности и социально-экономического развития страны, в том числе ее высокий финансово-экономический потенциал при грамотной целенаправленной государственной поддержке. В 1997-1998 гг. были приняты решения, направленные на вывод оборонной промышленности из кризисного состояния. Было восстановлено бюджетное финансирование Программы развития гражданской авиационной техники, обеспечено кредитование экспорта.

В 1999-2004 гг. государственное регулирование авиапромышленности и в значительной мере взаимосвязанной с ней космонавтики было вполне обоснованно объединено в Авиационно-космическом агентстве (Росавиакосмосе). Руководителем Агентства был назначен Юрий Николаевич Коптев, возглавлявший ранее Российское космическое агентство. Мы, авиастроители, благодарны Юрию Николаевичу за согласие организационно приютить авиационную промышленность и за огромную работу по формированию объединительных документов. Его первым заместителем по авиационным проектам был назначен Юрий Александрович Бардин - председатель Совета директоров ОАО "Авиапром". Начальниками отраслевого управления в государственных органах исполнительной власти в разное время были руководители функциональных подразделений ОАО "Авиапром": В.М. Фадеев - начальником Управления программ развития гражданской авиационной техники, авиационного вооружения и военной техники Росавиакосмоса, В.Н. Рыбаков - начальником Управления авиационной промышленности Роспрома. Вообще, для руководящей работы в отраслевых органах государственной власти из Россоюза, а потом ОАО "Авиапром" были делегированы многие высококлассные специалисты и опытные организаторы - ветераны МАП СССР, способные мыслить и действовать масштабно, в соответствии со стратегическими интересами и задачами России в области авиационной деятельности.

"АС": Виктор Дмитриевич, консолидирующую роль коллектива Россоюза - ОАО "Авиапром" и его большой вклад в сохранение научно-технического, производственного и кадрового потенциала российской авиапромышленности в самые трудные 90-е гг. отмечали и руководители федеральных органов власти, и руководители интегрированных структур, научных и производственных предприятий отрасли, Профавиа и других организаций. Мы все знаем, что и в последующем, вплоть до настоящего времени, ОАО "Авиапром" продолжало и продолжает выполнять большой комплекс прикладных общеотраслевых задач, а также формулирует и активно отстаивает стратегические национально-государственные интересы России в области авиационной деятельности, включая развитие отечественной авиационной промышленности.

В.Д.: Да, ключевые задачи по сохранению отрасли в кризисный переходный период после распада государства, поставленные руководителями Минавиапрома СССР при создании в 1991 г. Россоюза "Авиапром", общими усилиями были решены к началу нового тысячелетия. Хотя авиационная промышленность и в конце 90-х находилась в глубоком системном кризисе, как и вся экономика страны, появились первые надежды на восстановление и развитие. По мнению специалистов ОАО "Авиапром", главными препятствиями на пути к возрождению отрасли, причинами стагнации производства, были самоустранение государства от функций регулирования промышленности, продолжавшееся откровенное лоббирование Правительством РФ западной техники, невыполнение решений Госдумы и даже указов Президента России по важнейшим вопросам производства и реализации отечественной гражданской авиатехники, саботаж и блокирование субсидирования лизинга самолетов Ил-96-300, Ту-204-100, Ту-214… В результате под демагогические разговоры о "встраивании России в мировой рынок" на ее собственном внутреннем рынке авиатехники шла недобросовестная конкуренция. Вначале ОАО "Аэрофлот", а потом и другие авиакомпании, закупали зарубежные самолеты, чаще подержанные, с полным освобождением от таможенных платежей и на очень выгодных условиях лизинга… Наши специалисты вместе с авиационной общественностью активно выступали против этого, раскрывали суть происходящих событий и предлагали контрмеры, которые не противоречили общемировой практике. В июне 1999 г. ОАО "Авиапром" совместно с ЦК профсоюза работников авиационной промышленности организовали представительный съезд авиапромышленников России, на котором были обсуждены все эти острейшие вопросы. В резолюции съезда были предложены пути преодоления системного кризиса, конкретные мероприятия по повышению эффективности работы отрасли. Эти предложения были учтены при разработке последующих государственных документов, определяющих развитие отрасли.

В 2001 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были утверждены разработанные с участием ОАО "Авиапром" "Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года". В обеспечение реализации Основ политики постановлением Правительства Россий-ской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". ОАО "Авиапром" совместно с отраслевым Управлением Росавиакосмоса, производственными предприятиями, научно-исследовательскими институтами также активно участвовало в ее разработке, предлагало комплексное сбалансированное развитие всех подотраслей, научно и экономически обоснованный подход к реструктуризации и реформированию авиационной промышленности с учетом сохранения мобилизационных мощностей.

К сожалению, следует отметить, что имея в последние годы постоянно увеличивающееся бюджетное финансирование корпораций, научные и производственные предприятия отрасли не обеспечили выполнение основных показателей Программы. О причинах этого мы уже рассказывали в журнале "АвиаСоюз".

ОАО "Авиапром" наращивает свой вклад в решение общеотраслевых задач в интересах акционеров - предприятий и организаций авиационной промышленности, совпадающих с долгосрочными стратегическими интересами России. Основные направления деятельности Общества складывались со дня основания Россоюза в ходе решения проблем и задач по сохранению и развитию отечественной авиационной промышленности в новых общественно-политических и экономических условиях.

Назову главные из них. Во-первых, участие в формировании и реализации промышленной политики в области авиастроения, закрепленной в законодательных и нормативно-правовых актах. За прошедшие два с половиной десятилетия при непосредственном участии ОАО "Авиапром" в подготовке и отработке законодательных документов проведены десятки парламентских слушаний в Государственной Думе и Совете Федерации Российской Федерации по мерам вывода из кризиса авиационной промышленности. В результате было подготовлено более 20 законодательных и государственных актов по проблематике авиапромышленности и авиационной деятельности в целом. Кроме этого, более 70 нормативных правовых актов было разработано ОАО "Авиапром" во взаимодействии с НИИ и ведущими предприятиями отрасли по организации деятельности экспериментальной авиации, испытательных полетов и обеспечения их безопасности.

Рабочие группы с участием ведущих специалистов ОАО "Авиапром" разработали ключевой для отрасли документ - "Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года", утвержденный Президентом России в 2012 г., Государственную программу Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы", обеспечили оперативную и качественную подготовку комплексного плана мероприятий по реализации государственной политики в области авиационной деятельности до 2020 г. В нем общие положения Основ переведены на язык практических действий с указанием сроков их выполнения. Важно, что в отличие от предыдущего аналогичного документа, сейчас определен механизм контроля на высшем уровне: Правительство обязано ежегодно представлять Президенту России доклад о ходе выполнения указанного комплексного плана мероприятий…

В числе приоритетов ОАО "Авиапром" - продолжение скоординированной работы с органами исполнительной власти, прежде всего с Минпромторгом России, и развитие сотрудничества с интегрированными структурами в авиационной промышленности, другими отраслевыми организациями и предприятиями, определяющими промышленную политику и развитие авиастроения.

Учитывая высокий профессиональный уровень кадров нашей организации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. №1552 и от 15 апреля 2000 г. №344 ОАО "Авиапром" поручено выполнение важной общеотраслевой функции - регулирование авиационной деятельности в экспериментальной авиации. При всех трудностях, авиационная промышленность России за два с половиной десятилетия создала много хороших военных и гражданских самолетов и вертолетов, в том числе семейство Ту-204 и Ту-214, модификации Ил-96, семейство боевых Су-30, Су-35, Су-34, МиГ-35, Т-50, Як-130, Ка-52, Ка-226, Ми-38, Ми-34, новые модификации Ми-28… Управление летной службы ОАО "Авиапром", которое до недавнего времени возглавлял Заслуженный летчик-испытатель, генерал-майор Евгений Семенович Коваленко, участвовало в испытаниях всей этой авиатехники, создавая эффективную нормативную базу, аттестуя летчиков-испытателей, штурманов, инженеров и других специалистов, контролируя деятельность летно-испытательных подразделений и состояние аэродромов экспериментальной авиации. Также ОАО "Авиапром" контролирует безопасность подготовки и проведения всех показательных полетов в России, в том числе на МАКС в подмосковном Жуковском и на международном авиасалоне в Геленджике, полетов российской авиатехники на зарубежных авиасалонах.

ОАО "Авиапром" активно участвует в подготовке и реализации государственной инвестиционной политики, направленной на ускоренную материально-техническую и технологическую модернизацию научных и производственных предприятий авиационной промышленности. В частности, большое влияние на выполнение плановых заданий по капитальному строительству в отрасли оказывает работа действующего на базе ОАО "Авиапром" отраслевого проблемного совета ПС1А НТС Минпромторга России ("Проблемный совет по развитию производственной, экспериментальной и лабораторно-стендовой базы авиационной промышленности"). ОАО "Авиапром" оказывает полный комплекс услуг по проектированию, капитальному строительству, техническому и технологическому переоснащению научных и производственных предприятий отрасли. Наши специалисты обеспечивают весь цикл подготовки и качественной реализации инвестиционных проектов любой сложности до сдачи объектов под ключ. За последние годы ОАО "Авиапром" в качестве генподрядчика выполнило и сдало множество крупных объектов, оснащенных новейшим оборудованием, в том числе уникальным повышенной сложности, на предприятиях практически всех отраслевых корпораций.

Также специалисты ОАО "Авиапром" проводят аттестацию рабочих мест по безопасности условий труда на предприятиях авиационной промышленности и смежных отраслей, оказывают услуги в других видах авиационной деятельности.

Коллектив ОАО "Авиапром" принимает активное участие в общественной жизни отрасли: в подготовке и проведении съездов авиапроизводителей России, конференций, форумов…

В целях поощрения и общественного признания личных заслуг и значительных достижений в области создания образцов авиатехники и развития авиационной промышленности Совет директоров ОАО "Авиапром" учредил общественные награды: Золотую медаль имени Петра Васильевича Дементьева, знаки и дипломы почетных званий "Ветеран авиационной промышленности" и "Надежда авиастроения". Они уже вручены многим известным конструкторам самолетов и вертолетов, ученым, руководителям и специалистам ведущих предприятий, заслуженным ветеранам отрасли и талантливым молодым специалистам.

Для сохранения исторической памяти и распространения в обществе максимально объективной информации о выдающихся достижениях и опыте отечественных авиастроителей - ученых, конструкторов, инженеров и организаторов авиастроения, - ОАО "Авиапром" во взаимодействии с ветеранами и коллективами предприятий отрасли готовит и издает серию книг по истории авиационной промышленности России. Уже вышедшие издания этой серии, особенно юбилейные книги "Крылья Великой Победы. Подвиг авиастроителей СССР в годы Великой Отечественной войны" и "МАП СССР (1946-1991 гг.)", получили самый горячий отклик у авиационной общественности страны.

У нас, ветеранов авиационной промышленности, вызывают озабоченность негативные тенденции в развитии отрасли и то, что не решаются многие ключевые проблемы. Сегодня наблюдаются предпосылки нарушения отраслевого принципа управления субъектами авиационной деятельности, что может привести к нарушению развития авиационной промышленности России как единого научно-производственного комплекса. Наше профессиональное сообщество уже не первый год говорит на съездах авиапроизводителей и других форумах о необходимости усиления государственного управления авиационной промышленностью, создании отраслевого агентства или полноценного министерства.

Остро стоит вопрос технологической безопасности в авиационной промышленности и в целом в авиационной деятельности России. В том числе крайне медленно разворачивается процесс импортозамещения, все еще высока зависимость производства отечественной авиатехники от поставки зарубежных комплектующих изделий и материалов.

В связи с прогнозируемым уменьшением государственного оборонного заказа требуется разработка и реализация хорошо продуманных опережающих мероприятий конверсионного направления с целью сохранения высокопрофессионального кадрового потенциала, а также передовых технологий…

Внешние и внутренние условия не дают всем нам расслабляться. Коллектив ОАО "Авиапром", в тесном взаимодействии с органами государственной власти, корпорациями и предприятиями, готов и дальше активно работать над решением общеотраслевых задач.

Уважаемые ветераны авиационной промышленности, акционеры ОАО "Авиапром"! Горячо и сердечно поздравляю Вас с наступающим юбилеем - 25-летием создания Россоюза "Авиапром"!

Выражаю уверенность, что совместными усилиями мы преодолеем существующие сегодня в авиационной промышленности проблемы на благо укрепления обороноспособности и социально-экономического развития нашей Родины!

"АС": Виктор Дмитриевич, благодарю за развернутое и интересное интервью. Редакция журнала "АвиаСоюз" поздравляет Вас и коллектив ОАО "Авиапром" с 25-летием вашей авторитетной и уважаемой в отрасли организации и желает реализации всех намеченных планов во благо отечественной авиации.

Источник: АвиаСоюз