7000 над землей

"Самолеты - родные!"

Сейчас сложно поверить, но в профессию житель Березы Владимир Мальцев попал случайно.

- Мальчишки в то время мечтали о небе, а я пришел в ДОСААФ за компанию с другом, - вспоминает Владимир Иванович. - Сдал экзамены и в 1968 году поступил в Кировоградскую школу высшей летной подготовки на отделение штурманов. Штурман изучает будущий маршрут, прокладывает курс, составляет и выверяет карты движения, следит за работой навигационных приборов. Если по-простому, то летчик - за штурвалом, а штурман ведет самолет по трассе.

С 1970 года выпускник летной школы начал работать в Курумоче, в Куйбышевском объединенном авиаотряде. Через три года сдал на второй класс, еще через три - на первый. Набравшись опыта, начал обучать молодежь: пилоты "по почерку", по характерным деталям в работе узнавали в молодых штурманах тех, кого готовил инструктор Мальцев.

ИЛ-14, АН-10 и АН-12, ТУ-134 и ТУ-154, ЯК-42 - 21,5 тыс. часов налетал Владимир Иванович за долгие годы в гражданской авиации.

- У каждого самолета свои особенности, приходилось учиться на них летать, - делится бывший штурман. - Но все машины - родные: технику надо любить, тогда она отвечает тебе взаимностью.

Владимир Мальцев летал по всему СССР: возил фрукты из Кишинева на север - в Певек, Анадырь. Зимой летчики доставляли в Тюмень, где геологи осваивали богатейшие сибирские месторождения нефти, продукты и строительные материалы. Приходилось летать в Хабаровск: над советско-китайской границей штурману следовало быть особенно точным и внимательным. С 1992 г. началась другая жизнь. Владимир Иванович был командирован в Иран на 15 месяцев, там прошел стажировку для полетов за границей. Два месяца работал в Чехии, полгода в Литве, возили "челноков" за товарами в Китай и Турцию.

- Мир посмотрел, - смеется он. - Бывал во Франции, Кении, Тайланде, Индии, Испании и других странах. Порой домой попадал всего на несколько дней раз в два-три месяца. Так и жили: я в небе, жена - дома, с дочками.

О сложностях профессии Мальцев говорит неохотно. Пожимает плечами: работа как работа.

- Хоть и гражданская авиация, а дисциплина как в армии: чтобы ни случилось, мы должны свои обязанности исполнять, - говорит Владимир Иванович. -Главная неприятность - погода. Приходилось бороться со снегопадом, туманом. Однажды обходили грозу. Вроде бы ничего особенного, все как обычно. Но после рейса я подошел к зеркалу причесаться и увидел седой волос - не заметить было невозможно. Значит, переживал!

Иногда опасность не столь очевидна. В 80-х годах экипаж, в составе которого был штурман, летел из Киева в Самару. На следующий день выяснилось: в самолете была бомба!

- Один гражданин решил избавиться от жены и дочки, - рассказывает Мальцев. - Нашим рейсом они летели в Тольятти к родственникам, везли продукты, гостинцы. Злоумышленник провизию вынул, а в коробку положил самодельное взрывное устройство. В 150 км от Пензы часовой механизм сработал, но бомба не взорвалась. Оказывается, нерадивые киевские грузчики швырнули коробку так, что оторвался проводок. Уже оказавшись в Тольятти, пассажирка обнаружила вместо сала и колбасы груду железа и кинулась в аэропорт скандалить: решила, что ее обокрали. И только в Курумоче женщина узнала о подстерегавшей ее и еще 170 человек опасности. Террорист-неудачник получил 13 лет тюрьмы.

К счастью, таких происшествий   на профессиональном пути штурмана было немного. Полеты, активная общественная работа, занятия спортом... В 2006 году Владимиру Мальцеву было присвоено звание "Заслуженный штурман России". За многолетний добросовестный труд он занесен в Книгу почета Приволжского управления гражданской авиации.

"Бортпроводник-немножко психолог"

В отличие от штурмана Мальцева, Светлана Горина с детства мечтала о полетах. Она родилась и выросла в Березе, где о профессии стюардессы грезили практически все девочки.

- Это было модно, престижно, - улыбается Светлана Геннадьевна. - Конечно, брали не всех, нужно было пройти отбор. Моя мечта сбылась! До сих пор во всех деталях помню свой первый рейс №746 в московский аэропорт Домодедово.

Оказалось, что реальность значительно отличается от красивой картинки, которую рисуют себе молодые девушки: яркая униформа, улыбки и благодарность пассажиров. На самом деле должностные обязанности бортпроводника намного шире. Хрупкие девушки должны правильно принять пассажиров и груз (при этом можно часами стоять на морозе в маленьком сибирском аэропорту), следить за сроком годности продуктов, уметь успокоить людей в сложной ситуации, доходчиво объяснить причину возникшей проблемы. А сложных ситуаций на веку стюардессы Гориной было немало.

- Однажды над Сочи у самолета обнаружилась поломка, -вспоминает она. - Мы два часа летали, вырабатывали топливо: с полным баком аварийно садиться нельзя. По пути из Нижневартовска в Самару шасси не убралось - так замерз самолет. Тоже долго летали перед посадкой. Пассажиры реагируют по-разному - кто сердечные капли пьет, кто коньяк, кто молится. Нам, членам экипажа, может быть, еще страшнее, но мы успокаиваем людей, утешаем, улыбаемся. Главное - не допустить паники в салоне. Поэтому я считаю, что каждый бортпроводник - немного психолог.

Одна из самых романтичных профессий - это еще и непростой график полетов: сегодня в два часа ночи, завтра в пять утра, все это изо дня в день, годами.

- Дети мои росли самостоятельными, ведь мамы сутками дома не было, - рассказывает Светлана. - По десять дней длились командировки в Красноярск, Хабаровск. Но нам нравилось. Платили хорошо, и страну посмотрели. Очень понравились Киев, Санкт-Петербург, куда впервые попала во время белых ночей. Поразил Ашхабад - после пустыни и верблюдов наша зеленая Самара кажется настоящим чудом.

За годы работы Светлане Гориной приходилось работать с самыми разными пассажирами. Даже цирковые обезьянки в салоне были. Вахтовики, летавшие на север, нередко злоупотребляли алкоголем, доходило до драк, порой такие рейсы в аэропорту поджидала милиция. Случались и нештатные ситуации: эпилепсия или почечные колики. В таких случаях командир экипажа имеет право принять решение о возвращении в аэропорт или экстренной посадке. Летали с Гориной министры, генералы, руководители страны и области. Особенно ей запомнился академик Николай Дмитриевич Кузнецов - очень скромный и вежливый, несмотря на свой высокий статус, человек.

- Я работала бортпроводником больше 20 лет, с 1986 по 2008 год, - говорит Горина. - За это время коллеги стали мне семьей, с которой я делила и горе, и радости. Несколько лет назад у меня случилась беда. Тяжело заболел ребенок, нужны были доноры. Откликнулись летчики, проводники, инженеры из летного отряда. Всего 21 человек. Благодаря этим людям мой сын поправился, окончил СГАУ, сейчас получает второе высшее образование.

Вместо послесловия

Сегодня Светлана Горина председатель цехкома в седьмом летном отряде. Кроме того, она председатель совета МКД образцового дома, член совета ТОС. В Березе без нее и ее коллеги по небу Владимира Мальцева не обходится ни одно общественное мероприятие.

- Спасибо огромное Владимиру Ивановичу и Светлане Геннадьевне за их активность, неравнодушие, помощь, - говорит председатель ТОС "Береза" Любовь Самохина. - От всей души поздравляем их и других сотрудников аэропорта Курумоч с профессиональным праздником!

Источник: Самарская газета