105 лет исполняется самарскому ПАО "Кузнецов"
 

Сто пять лет со дня основания отмечает 6 октября 2017 г. ПАО "Кузнецов" - самарское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех). Завод, чья история началась в далеком 1912 году с выпуска поршневых моторов Gnome, сегодня занимается производством и обслуживанием двигателей для самолетов дальней авиации ВКС России, космических ракет-носителей типа "Союз" и газотурбинных установок промышленного назначения.

ПАО "Кузнецов" ведет отсчет своей истории с 1912 года, когда в Москве открылся механический завод французского Общества моторов "Гном". Легендарные экипажи В. Чкалова, М. Громова, С. Шестакова, А. Юмашева, Г. Байдукова ставили рекорды на самолетах с двигателями предприятия. В 1941 г. завод был эвакуирован в г. Куйбышев (сегодня - Самара). В кратчайшие сроки после эвакуации заводчане организовали производство авиационных моторов АМ-38 для штурмовика Ил-2. В сутки с заводских стапелей сходило до 50 двигателей.

"Космическая" история предприятия началась в 1958 году, когда было освоено серийное производство ракетных двигателей РД-107/РД-108 для ракет типа Р-7. С момента старта Юрия Гагарина и по настоящий период самарское предприятие является производителем двигателей I и II ступеней для РН "Союз". Статистическая надежность изделий 99,9% подтверждена сотнями испытаний и запусков.

В 1960-е гг. был создан двигатель НК-33. Спроектированный на стыке авиационных и ракетных технологий, он должен был доставить ракету Н-1Л3 на Луну. Программа была закрыта, однако в 2013 г. двигатели НК-33 получили вторую жизнь: состоялись запуски российских и американских ракет-носителей с НК-33 на I ступени. Доля от реализации изделий для космоса стабильна и составляет порядка 40% от общей выручки предприятия в течение нескольких лет. Предприятие располагает уникальным опытным комплексом, где проходят испытания все ракетные двигатели, произведенные в ПАО "Кузнецов", с 1961 года.

В 1950-е гг. на заводе начинается внедрение в серийное производство газотурбинных двигателей марки "НК" конструктора Николая Кузнецова (1911 - 1995 гг.) для военной и гражданской авиации. Всего под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей. Среди них - самый мощный и экономичный в мире турбовинтовой двигатель НК-12, НК-25, НК-144, работавший на криогенном топливе НК-86, НК-93, НК-32.

В настоящее время предприятие осуществляет сборку и стендовые испытания установочной партии двигателей НК-32 серии 02 с улучшенными характеристиками. Техническое перевооружение и модернизация производства осуществляется как за счет собственных средств, как в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 гг.". Введены в эксплуатацию и аттестованы два модернизированных испытательных стенда, которые расширят пропускную способность испытательного комплекса предприятия.

С 1930-х гг. и по сей день предприятие осуществляет сервисное обслуживание и ремонт моторов собственного производства на точках базирования авиационной техники. Сегодня двигатели НК-12МП, НК-25 и НК-32, установленные на самолетах стратегической авиации ВКС РФ Ту-95 МС, Ту-22М3 и Ту-160 обслуживаются Сервисным центром ПАО "Кузнецов".

С начала 1970-х гг. ПАО "Кузнецов"  разрабатывает и серийно производит газотурбинные двигатели авиационного типа для газовой промышленности и энергогенерации. Кроме того, в настоящее время ведутся работы по двигателю НК-361 для магистральных газотурбовозов ОАО "РЖД". В 2017 г. подконтрольная эксплуатация двух машин ГТ1h-001 и ГТ1h-002 была признана успешной и двигатель имеет хорошие перспективы на выход в серию.

В 2009 году завод перешел под управление АО "Объединенная двигателестроительная корпорация".

В настоящее время ПАО "Кузнецов" представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя. Предприятие включает три ключевых составляющих - конструкторское бюро, завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную базу. Среди задач, стоящих перед предприятием: восстановление серийного производства модернизированного двигателя НК-32, выполнение программы производства ракетных двигателей для РН типа "Союз", продолжение опытной работы по двигателю НК-361 для газотурбовоза, производство и сервисное обслуживание индустриальных двигателей для ПАО "Газпром", развитие новых технологий авиадвигателестроения на базе имеющегося научно-технического задела.

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию Ростех) - интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Госкорпорация Ростех - российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят более 700 организации, из которых в настоящее время сформировано 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 3 - в гражданских отраслях промышленности, а также более 80 организаций прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, "Вертолеты России", ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2016 году достигла 1 трлн. 266 млрд. рублей, консолидированная чистая - 88 млрд. рублей, а EBITDA - 268 млрд. рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2016 году составила 44 000 рублей. Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

Источник: АО "ОДК"