100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет Ил-76

"Небесный грузовик", "богатырь Илюша", самолет "ста профессий" - это все об Ил-76. Первый полет этой по-своему уникальной машины состоялся 25 марта 1971 года.

Военно-транспортный Ил-76 создавался в середине 1960-х годов знаменитым конструктором Сергеем Ильюшиным при участии реформатора Воздушно-десантных войск Василия Маргелова. Новый самолет предназначался для перевозки и десантирования разных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники с расчетами. Для такого "здоровяка" необходим был принципиально новый мощный двигатель. Его создал руководитель Пермского конструкторского бюро Павел Соловьев. В связи с планами по эксплуатации военно-транспортного самолета на грунтовых аэродромах были разработаны специальные шасси. Грузовой люк самолета имеет весьма сложную створчатую конструкцию, обеспечивающую многоплановость использования бортового пространства самолета.

Для "богатыря Илюши" потребовалось и новое крыло с мощной механизацией. Его совместную разработку вели специалисты ЦКБ Ильюшина и ученые ЦАГИ. В результате были получены рекордные для самолетов такого класса значения подъемной силы. В аэродинамических трубах института выполнены исследования по отработке аэродинамической компоновки самолета и оптимизации параметров крыла, выбору рационального расположения горизонтального оперения и гондол двигателей самолета.

25 марта 1971 года Ил-76 совершил свой первый полет с аэродрома на Ходынском поле в Жуковский для прохождения дальнейших испытаний. А уже летом того же года его представили на Парижском авиасалоне в Ле Бурже. За всю историю этого гиганта было установлено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета.

Ил-76, выпущенный большой серией, и сегодня является одним из самых надежных и выдающихся образцов авиационной техники нашей страны. Не так давно ПАО "Ил" приступило к работам по продлению ресурса парка эксплуатируемых самолетов. Специальный стенд ресурсных испытаний натурной конструкции самолета Ил-76 был создан специалистами ЦАГИ.

Кроме того, Ил-76 имеет несколько десятков модификаций, самая известная среди них - Ил-76МД с повышенной грузоподъемностью и дальностью полета. В начале 2000-х годов на ее базе создана новая версия - Ил-76МД-90А. Изменения в этой модели коснулись как бортового оборудования, систем и двигателя, так и конструкции изделия. В том числе самолет имеет принципиально иную конструкцию крыльев.

Свой вклад в создание нового крыла с подвеской двигателя ПС-90А внесли специалисты ЦАГИ - в институте проводятся испытания на статическую прочность, усталость и живучесть конструкции самолета Ил-76 МД-90А. А в 2018 году сотрудники Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского провели наземные частотные испытания новейшего российского топливозаправщика Ил-78М-90А - модификации военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. В перспективе он станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Источник: ЦАГИ