Задачи провайдера аэронавигационного обслуживания при использовании операций, основанных на траекториях (TBO)

Предлагаем Вашему вниманию доклад Генерального директора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Игоря Моисеенко на тему "Задачи провайдера аэронавигационного обслуживания при использовании операций, основанных на траекториях (TBO)", сделанный на Конференции Союза Машиностроителей России "Повышение эффективности авиатранспортной системы с использованием операций, основанных на траекториях" 20 июля в рамках авиасалона МАКС-2017.

Зона ответственности ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" составляет 26 млн. км2, охватывая 11 часовых поясов. По итогам 2016 года обслужено 1,4 млн. полетов. На долю транзита пришлось 20% обслуживаемого движения; остальные 80% − это воздушные суда, выполняющие полеты с посадкой в аэропортах России.

Доля международных полетов − 49 %, а доля внутренних − 51 %.

Несколько слов о мировых тенденциях и условиях, в которых функционирует Предприятие.

По данным ИКАО, в 2015 году Азиатско-Тихоокеанский регион являлся лидером по объему перевозок − 32 % от общего количества перевозок в мире. За ним следует Европа − 27 % и Северная Америка − 25 %.

Таким образом, на долю Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 84 % объема всех мировых авиационных перевозок.

Хотел бы отдельно отметить стремительное развитие гражданской авиации в Китае, в котором, согласно представленным данным на Ассамблее ИКАО осенью прошлого года, в 2015 году было выполнено 7,8 млн. полетов; ожидается, что по итогам 2020 года количество выполненных полетов в этой стране достигнет 13 млн. Это дополнительно приведет к росту объемов воздушного движения, в том числе и международного.

Данный тренд находит свое отражение в росте количества полетов по системам транзитных маршрутов ОВД, проходящим через территорию Российской Федерации.

Представленные данные и тренды дают нам основания рассматривать наше географическое положение в качестве соединительного моста между Европой, Азией и Северной Америкой. Это в свою очередь, безусловно, выражается в нашем стремлении идти в ногу со временем, внедряя современные процедуры ОрВД.

С учетом этого ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" проделывает значительную работу для того, чтобы воздушное пространство Российской Федерации стало еще более привлекательным для пользователей при безусловном сохранении или повышении уровня безопасности полетов.

Понимая важность глобальной гармонизации внедряемых процедур и существенные выгоды, которые открываются для всех участников авиационного сообщества при использовании операций, основанных на траектории полета, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" предпринимает последовательные шаги на пути к внедрению TBO.

Проекты, реализуемые Предприятием, направлены на совершенствование информационного взаимодействия для целей создания базы для TBO, включают:

  • Внедрение концепции "совместного принятия решений" (A-CDM) и процедур управления прибывающими и вылетающими потоками ВС (AMAN/DMAN) в наиболее загруженных аэропортах;
  • Совершенствование технологий управления аэронавигационной информацией (AIM);
  • Развитие Главного центра планирования использования воздушного пространства и организации потоков на основе концепции TBO и FF-ICE (представление информации о полетах и потоках движения в совместно используемой среде);
  • Внедрение сети передачи данных "воздух-земля" и аэронавигационного обслуживания на ее основе;
  • Создание Цифровой сети интегрированной авиационной фиксированной связи;
  • Расширение числа аэропортов, оснащенных усовершенствованной системой управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS).
О некоторых из указанных на слайде мероприятий я расскажу более подробно.

Безусловно, каждый полет начинается в аэропорту.

В целях повышения эффективности координации и структуризации воздушного движения в районе аэродрома ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" является одним из активных участников по внедрению концепции совместного принятия решения (A-CDM) в аэропортах Российской Федерации. Особое внимание уделяется информационному взаимодействию между системами планирования аэропортов и органов ЕС ОрВД, что позволяет создать единую информационную среду, в которой функционируют все участники процесса.

Например, в аэропорту Шереметьево успешная реализация элементов A-CDM позволила добиться:
  • увеличения количества взлетно-посадочных операций в час примерно на 15%;
  • достичь уровня пунктуальности 91,4% в мае 2017 г. и занять первое место среди европейских аэропортов по этому показателю;
  • сократить задержки до 5 минут по регулярным рейсам и до 15 минут по чартерным;
  • обеспечить отсутствие скоплений воздушных судов и сократить время руления.
Кроме того, в аэропортах Московской зоны, Пулково и Симферополе внедряются процедуры AMAN/DMAN, которые обеспечивают построение эффективного потока прилетающих и вылетающих воздушных судов в зависимости от предпочтительного и наиболее оптимального времени прибытия и отправления.

Обмен данными о текущим местоположении ВС является важной составляющей TBO.

Для этих целей в Главном центре Единой системы ОрВД реализован комплекс мероприятий, включающий:
  • получение информации о текущем местоположении ВС в виде сообщений о движении от 8 районных центров ЕС ОрВД;
  • улучшение ситуационной осведомленности за счет информационного обеспечения ГЦ ЕС ОрВД данными о взлете ВС из систем Евроконтроля, Федеральной авиационной администрации (ФАА) США, Китая и Японии с последующей передачей информации в оперативные органы ЕС ОрВД.
Хотелось бы также подчеркнуть, что в Магаданском укрупненном центре ЕС ОрВД уже реализованы технологии CPDLC и контрактного АЗН.

В дополнение к этому организовано оперативное взаимодействие Центра управления полетами (ЦУП) авиакомпании "Аэрофлот-российские авиалинии" и ГЦ ЕС ОрВД, доказавшее свою эффективность, позволив значительно улучшить координацию по обеспечению выполнения полетов авиакомпании.

Как известно, основой всех операций должны составлять точные четырехмерные траектории, которые будут непрерывно и совместно использоваться всеми заинтересованными сторонами. Для этих целей ФГУП "Госкорпорация" создает и развивает Централизованную систему планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения на основе концепций FF-ICE, поддерживающую операции, основанные на траекториях.

Применяя принцип "одного окна", в ГЦ ЕС ОрВД будет реализована возможность консолидации различных видов информации в едином месте, включая плановою, аэронавигационною, метео и радиолокационную информацию. Это обеспечит наличие единой траектории полета у всех участников, а также ее непрерывное обновление и уточнение.

Все упомянутые выше технологии базируются на расширенном информационном взаимодействии. В целях формирования условий для такого взаимодействия мы реализуем инфраструктурные проекты по созданию сетей передачи данных "земля-земля" и "воздух-земля".

Эти сети будут взаимодействовать с системами международных операторов SITA и ARINC и сетями сопредельных государств.

На слайде представлен Проект Адресно-отчетной системы авиационной связи (ACARS). В результате реализации которого, будет создана современная инфраструктура для внедрения технологий CPDLC, D-FIS (полетно-информационного обслуживания по линии передаче данных) и др.

Еще одним крупнейшим проектом будет создание Цифровой сети интегрированной авиационной фиксированной связи (ATN), охватывающей всю территорию Российской Федерации и создающей основу для организации информационного взаимодействия на основе принципов Общесистемного управления информацией (SWIM) для всех заинтересованных сторон.

С целью скорейшего внедрения данной сети совместно с Росавиацией и Государственной корпорацией "Ростех" разработана и реализуется Концепция создания оператора информационных услуг в области авиационной деятельности.

Для проведения моделирования концептуальных проектов, внедрения новых типов оборудования, интеграции бортовых и наземных средств, а также повышения эффективности при внедрении перспективных технологий и процедур в сфере аэронавигационного обслуживания, включая операции, основанные на траекториях, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" планирует совместно с крупнейшими авиапроизводителями участие в реализации экспериментального центра.

В своем выступлении в рамках предоставленного мне времени я рассказал о тех мероприятиях, которые мы как провайдер аэронавигационного обслуживания осуществляем для реализации TBO.

Переход от существующей модели ОрВД, где известно текущее местоположение воздушного судна, к Концепции ОрВД на основе траектории полета, где будет известно будущее местоположение воздушного судна, имеет исключительно важное значение.

Выгоды заключается в максимальном повышении эффективности траекторий полетов для пользователей воздушного пространства и увеличении пропускной способности для системы ОрВД.

Подытожив, хочу еще раз подчеркнуть, что для внедрения операций, основанных на траекториях, исключительно важным является наличие у всех участников единого представления о траектории полета и доступа к самым точным имеющимся данным. Для этого необходим систематический обмен данными о траекториях полетов воздушных судов между всеми партнерами. Именно это позволит максимально эффективно осуществлять операции с учетом индивидуальных экономических аспектов деятельности пользователей воздушного пространства.

Завершая, хотел бы акцентировать ваше внимание на том, что для получения существенных выгод нам необходимо организовать тесное взаимодействие между провайдером АНО, аэропортами и авиакомпаниями, предприятиями авиационной и радиоэлектронной промышленности в части согласованности внедрения бортового и наземного оборудования, передовых концепций и технологий в области аэронавигации.

Источник: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"