Якутск вновь встретил самолеты легендарной перегоночной трассы АЛСИБ

31июля на аэродром аэропорта "Якутск" приземлились два американских самолета времен Второй мировой войны, выполняющих перелет по легендарному историческому маршруту, связывавшему в 1942-1945 годах Аляску и Сибирь. Тогда, в рамках программы ленд-лиза, по этому маршруту из США в СССР поставлялась летная военная техника.

Пилотов авиаперегона военно-транспортных самолетов Douglas DC-3 Dakota Русского авиационного общества торжественно встречали ветераны авиации, руководители и сотрудники авиапредприятий Якутии, многочисленные журналисты, а также все желающие увидеть исторический момент своими глазами.

На взлетно-посадочной полосе аэропорта "Якутск" экипажи, в составе которых российские и американские, традиционно встречали хлебом-солью и кумысом.

Многие горожане захотели прикоснуться к раритетам истории Второй мировой войны, выстроившись в очередь. Каждый мог войти в самолет и увидеть его изнутри.

Далее состоялся митинг, посвященный авиаперелету "Аляска-Сибирь" у памятника самолета"Аэрокобра" в сквере ДК им. Ю.Гагарина.

Перед собравшимися выступили участник Великой Отечественной войны, председатель Совета ветеранов г.Якутска Михаил Попов, автор многочисленных книг об авиации Якутии Иван Негенб**, основатель музея авиации республики Михаил Васильев и генеральный директор ООО "Русавиа", руководитель проекта Сергей Баранов.

1августа состоялась встреча с участниками перелета "АЛСИБ-2015" в клубе им.Гагарина, а 2 августа жители и гости г. Якутска смогли стать участниками уникальной акции и посетить места стоянки самолета авиаперелета в аэропорту"Якутск".

В авиакомпании "Якутия" работают и продолжают традиции легендарных якутских авиаторов потомки летчиков перегоночной авиадивизии.

В октябре 1941 года когда решением Госкомитета обороны СССР началось строительство особой воздушной линии Аляска - Сибирь. Молодого и уже опытного якутского пилота Валерия Кузьмина откомандировали обслуживать изыскателей и строителей этой линии, а с октября 1943 года и до конца воины Кузьмин перегонял американские транспортные самолеты С - 47по этой хорошо знакомой ему трассе. За эту работу Валерии Ильич был награжден медалями и орденом Красной Звезды.

Управляющий делами ОАО "Авиакомпания "Якутия" Зоя Валерьевна Макеева - дочь летчика АЛСИБа Валерия Кузьмина.

В 1943 году, после окончания Павлодарской школы пилотов и участия в боевых действиях пилот Николай Сладков был направлен пилотом 8-го транспортного полка 1-й перегоночной авиадивизии ГВФ. Перегнал 28 самолетов "Аэрокобра". В 1945 году Сладкова откомандировали в Маньчжурское управление ГВФ, где, выполняя полеты по заданию командования ВВС фронта, принял участие в разгроме милитаристской Японии.

Заместитель главного бухгалтера ОАО "Авиакомпания "Якутия" Вера Николаевна Давыдова - дочь летчика АЛСИБа Николая Сладкова.

В 1943 году, после окончания Павлодарской школы пилотов и участия в боевых действиях пилот Николай Сладков был направлен пилотом 8-го транспортного полка 1-й перегоночной авиадивизии ГВФ.Перегнал 28 самолетов "Аэрокобра". В 1945 году Сладкова откомандировали в Маньчжурское управление ГВФ, где, выполняя полеты по заданию командования ВВС фронта, принял участие в разгроме милитаристской Японии.

В апреле 1944 года после окончания Иркутской военной школы авиамехаников и прохождения стажировки в Новосибирском учебно-тренировочном авиаотряде пилот Юрий Яковлев прибыл в Якутск для прохождения службы в 8-м транспортном полку1-й перегоночной авиадивизии и стал работать вторым пилотом на самолетах С-47.

Бортпроводник авиакомпании "Якутия" Алла Никитина - внучка летчика АЛСИБа Юрия ЯКОВЛЕВА. Дочь прославленного пилота и мама Аллы - Елена Юрьевна Яковлева сейчас на пенсии, но тоже много лет работала бортпроводником Якутского авиапредприятия.

Проект "Аляска - Сибирь - 2015" реализуется при содействии Русского Авиационного Общества, международной компании Wargaming и некоммерческого фонда BRAVO 369 с целью возрождения исторической памяти о воздушной трассе АлСиб. Два самолета - Douglas DC-3 и С-47 тех лет, специально подготовленных к акции памяти,повторяют маршрут перелета по легендарной перегоночной трассе. В проекте принимают участие российские летчики и пилоты из США.

Меньше чем за 2 недели преодолен маршрут Грейт-Фолс - Фэрбенкс - Анадырь - Магадан - Якутск. Впереди Братск, Красноярск и Москва - исторический маршрут специально продлен до столицы России для участия самолетов в Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2015), после чего они будут экспонироваться в г.Москва в музее вооруженных сил Минобороны.

Источник: АК "Якутия"