Беспилотник - скорее оружие, чем игрушка

Жизнь нескольких пилотов самолетов оказалась под угрозой. Это произошло 9 мая 2017 года в Хабаровске. Дрон несанкционированно приблизился к группе авиалайнеров, выполнявших демонстрационный полет в честь Дня Победы. Аналогичная ситуация произошла годом ранее в районе Екатеринбурга. Тогда беспилотник пролетел на расстоянии около 12 метров от вертолета, из-за чего экипажу воздушного суда пришлось выполнить рискованный маневр по уходу от столкновения. А в конце 2016 года квадрокоптер врезался в провода высоковольтной ЛЭП…

На основе этих данных можно сделать вывод, что модная игрушка стала вполне серьезной угрозой безопасности полетов. По данным Росавиации, за пять месяцев 2017 года беспилотные летательные аппараты (БПЛА) нарушили воздушное пространство аэродромов 28 раз. Это в 2,3 раза чаще, чем в 2016 году.  Эксперты пришли к выводу, что большинство дронов-нарушителей можно отнести к категории любительских (с максимальной взлетной массой до 30 килограммов), то есть используемых в частных целях.

Для Камчатки проблема тоже оказалась актуальной: только за июль и август 2017 года зафиксировано три факта, каждый из которых является правонарушением. Пренебрегая нормами действующего законодательства, владельцы квадрокоптеров и других летательных устройств поднимают их в воздух в зоне снижения и набора высоты главного аэропорта края, создавая реальную угрозу безопасности полетов пассажирских авиалайнеров.

О том, как получить разрешение на полет беспилотника, какие травмы он может причинить человеку, почему дрон нужно приравнять к автомобилю, и зачем концерн "Калашников" создал электромагнитное ружье, рассуждает оператор квадрокоптера Михаил Москвин.

Почти все дроны вне закона

Сейчас ситуация такова, что почти все БПЛА, за исключением военных и МЧС, поднимаются в воздух нелегально. К примеру, в радиусе 50 километров от аэропорта - а в эти границы входят Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск, Николаевка, Паратунка, Коряки, Раздольный, Кеткино, Радыгино - полеты дронов без разрешения контролирующих органов и местной администрации запрещены. Наказание для граждан - штраф от 3 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей.

Как получить разрешение на полет?

Для того чтобы взлететь в городе, например, для фотосъемки объекта с высоты 100 метров, нужно пройти настоящий квест: получить разрешение на съемку от ФСБ, МВД и местной администрации. Оператор дрона должен правильно составить полетный план. Причем, он почти ничем не отличается от документов, что готовят пилоты вертолетов/самолетов или парапланеристы.

В бумагах нужно указать точные GPS-координаты и высоту, на которой ты планируешь работать. А также точное время по Гринвичу. Все необходимые данные также за пять дней до полета нужно по факсу отправить в Росавиацию в Москву. Полученный оттуда ответ вместе с полетным планом за три дня до вылета надо направить в Камчатаэронавигацию. В случае положительного исхода, тот же запрос нужно адресовать в Хабаровский Зональный центр ЕС ОрВД, причем сделать это нужно не позднее, чем за три часа до полета, но и не раньше, чем за трое суток… И только, если и оттуда придет разрешение, ты можешь рассчитывать, что сможешь летать.

Однако даже если ты приехал на съемку с заветным разрешением на руках, но по каким-то причинам тебя не устраивает направление ветра, освещение или еще какие-то погодные условия, то все вышеперечисленное было впустую потраченным временем. Кстати, интересно, что для пилотов местной авиации, вертолетов, к примеру, четкие маршруты не прописываются. Это касается воздушного пространства классов C и G. Авиаторы ориентируются на местности визуально, поэтому отклонение от заявленного маршрута в 300 метров - это нормально.

Квадрокоптер - не игрушка

Квадрокоптер, потеряв один винт, становится неуправляемым. Его лопасти вращаются со скоростью 5 тысяч оборотов в минуту. На холостых - мне махом снимало кожу с пальцев, а  на полных оборотах - травмы, полученные от квадрокоптера, это страшно: разрубает до костей. Более серьезные модели беспилотников винтами способны вскрыть автомобиль как консервный нож.

Я летаю четыре с лишним года. За это время у меня было очень много инцидентов, связанных с различными неисправностями: потеря управления, просадка аккумуляторов, сбой в работе электроники… Да, коптеры сейчас напичканы автоматикой. И она развращает. В итоге все меньше людей умеет "летать" вручную. А при отказе автоматики, когда это происходит в первый раз, оператор теряется.

Вот представим ситуацию, на массовом мероприятии, например, Елизовском спринте, в небе над толпой народа сталкиваются два дрона. У каждого из них ломаются по винту, оба начинают неконтролируемо падать с высоты 20 метров. У операторов есть буквально секунда или две, чтобы экстренно выключить моторы.

Имитировать эту ситуацию сложно. Ты же не можешь просто обклеить пенопластом квадрокоптер, поднять его в воздух и потренироваться много раз, чтобы, в случае чего, сделать все необходимое оперативно.

У оператора должна быть хорошая реакция, он должен уметь моментально принять решение. И даже это не страхует. Любой пилот с опытом понимает, что каждый полет - это риск потерять оборудование. Но мало кто серьезно к этому относится. На данный момент беспилотник - это модная игрушка. Хотя урон он может принести немалый.

На любом серьезном мероприятии в центре Петропавловска одновременно в воздухе находятся 3-4 дрона. Была попытка создания группы в WhatsApp, где постарались собрать как можно больше операторов квадрокоптеров, чтобы знать, кто с тобой рядом летает, по максимуму обезопасить технику и людей. Это нужно, в том числе, и для того, чтобы заранее распределить высоты и не пересекаться во время полета. Однако, как показал опыт, люди воспринимают социальные сети как место для общения и обмена картинками и видео. То есть саморегулирования не получилось, это пока не работает. Нужен внешний регулятор.

Беспилотник как машина

Я считаю, что дрон, условно говоря, можно приравнять к автомобилю. То есть, если ты хочешь запускать в воздух беспилотник, кроме покупки самого квадрокоптера, нужно пилоту пройти обучение, а также приобрести страховку. Необходима и единая система регистрации всех таких аппаратов.

Механизм регистрации частично внедрен. В соответствии с последними изменениями в Воздушный кодекс России, нижний предел по весу БПЛА теперь отсутствует. Раньше обязательной постановке на учет подлежал любой беспилотник весом свыше 250 граммов. Сейчас даже вертолет или квадрокоптер, купленный в магазине детских игрушек, подлежит обязательной регистрации. И, конечно, коптер, предназначенный для съемок, нужно зарегистрировать. Его вес - 700-800 граммов. Однако "Система учета беспилотных воздушных судов" пока не является единой и официальной.

С обучением тоже все непросто. По моим данным, в России есть всего лишь одна лицензированная компания (Zala aero group), где отучиться может любой человек. Однако на тот момент, когда я к ним обращался, пройти курс можно было только на оборудовании Zala. Со своими беспилотниками к ним нельзя было приехать. А в документе, который ты получаешь по итогу обучения, указывается конкретная модель дрона, которой ты теперь официально имеешь право управлять.

Представители Zala сообщили мне, что, возможно, в конце года введут курс для желающих обучиться на собственной технике. Но производители этих беспилотников должны пройти обязательную сертификацию продукции в России. Тогда компания Zala получит юридическую возможность обучать операторов этих дронов.

Отдельная проблема - авиамоделисты. Каждый из них создает индивидуальную модель. И, если крупная корпорация, которая выпустила новый дрон, просто отправляет образец и получает сертификат на всю многотысячную партию. То получение  сертификата на эксклюзивный летательный аппарат - гораздо бóльшая сложность.

Насчет страховки, думаю, нет смысла объяснять, что это необходимость. Ведь не факт, что у тебя есть нужное количество денег, чтобы возместить ущерб, причиненный чьему-то имуществу или даже здоровью, а у страховой компании - есть.

Кстати, вот буквально летом этого года на Камчатке на борт иностранного круизного лайнера упал квадрокоптер - ошибка пилотирования. А это уже официально территория иностранного государства. И хорошо, что не на голову кому-нибудь упал… Представьте, что было бы, если бы дрон повредил дорогое оборудование лайнера или поранил иностранца?

Иностранный опыт

Сегодня в разных странах единых правил полетов дронов не существует. В Британии, к примеру, БПЛА относятся к лицензируемой деятельности. И страхование - обязательное условие для каждого пилота.

В марте этого года на Камчатку прилетала иностранная съемочная группа. Я знаю, что они не стали везти сюда своего оператора квадрокоптера, не рискнули связываться с нашим законодательством. Но у российского оператора запросили страховку и информацию об авариях во время пилотирования за последние несколько лет.

В США полеты для нелицензированных пилотов также запрещены. А еще там есть такое правило - визуальный контроль. Если ты визуально не видишь коптер в небе, значит, ты шпионишь. Наказание будет соответствующее. Кроме того, запрещены полеты в темное время суток за исключением случаев, когда дрон оснащен габаритными огнями, видимыми не менее чем за 3 мили.

В Европе нельзя летать выше 150 метров. Причем, Европейское аэрокосмическое агентство предписывает не летать на квадрокоптерах ближе 50 метров от людей, транспортных средств и зданий, а также над ними.

Ружье против беспилотников

В качестве одной из мер безопасности я бы на месте законодателей запретил поднимать все квадрокоптеры в черте города на высоту более 100 метров. Это ограничение, кстати, могли бы ввести и производители БПЛА. Также я считаю, что 3-километровая зона вокруг аэродрома, закрытая для полетов беспилотников, недостаточно большая. Надо бы ее увеличить.

Чтобы не допустить трагедии, у наземных служб аэропорта есть один вариант - развиваться в направлении безопасности полетов. К примеру, при необходимости использовать перехватчики или блокировать Wi-Fi сигнал. Нет смысла строить иллюзии насчет того, что люди одумаются и, к примеру, перестанут пытаться заснять взлет или посадку авиалайнера. Дроны сейчас везде, с каждым годом их будет только больше.

В Интернете уже есть видеоролики, где коптер врезается в крыло самолета или на экстремальной высоте снимает пассажирский лайнер в воздухе во время посадки в аэропорту Испании. Еще в Европе на несколько часов была парализована работа крупного аэропорта из-за того, что пилот заметил дрон на территории аэродрома. Представляете, какие это убытки?

Спецслужбы уже ищут способы борьбы с такими нарушителями. В конце августа 2017 года, к примеру, концерн "Калашников" продемонстрировал передовое электромагнитное ружье REX 1, предназначенное для выведения из строя беспилотных летательных аппаратов. Внешне оно похоже на автомат. В оружие встроен блок подавления, который заглушает в радиусе пяти километров сигналы американской спутниковой навигации GPS, российской ГЛОНАСС, китайской BeiDou и европейской Galileo. Более того, ружье способно на расстоянии до километра блокировать сигналы мобильных сетей - GSM, 3G, LTE. Ружье физически не уничтожает беспилотники. Вместо этого REX 1 нарушает канал связи с центром управления, в результате чего дрон автоматически приземляется.

Если говорить о вероятности инцидента, во-первых, если ты поднимаешься на большую высоту вблизи воздушного коридора, то есть очень небольшая вероятность, что ты потеряешь контроль над коптером. Еще меньше вероятность того, что, потеряв контроль, дрон полетит именно в направлении самолета. Еще меньше вероятность того, что он с лайнером столкнется. Еще меньше вероятность того, что в результате столкновения БПЛА причинит аэроплану какой-то вред. И еще меньше вероятность, что от полученного вреда самолет потерпит крушение. Но даже этот миллиардный шанс не стоит того, чтобы рисковать так ради красивого кадра.

Важный нюанс - квадрокоптер должен иметь четкую идентификацию с хозяином. Не только на тот случай, если беспилотник потеряется, а для того, чтобы в случае какого-либо инцидента виновник не отвертелся и ответил за причиненный вред. В современных условиях дрон - это оружие.

Источник: Камчатка