Россияне стали реже летать за границу в 2016 году

В 2016 году россияне сократили число поездок за границу. Снижение потока подтверждают данные российских аэропортов. Среди основных причин эксперты отмечают снижение покупательской способности и закрытие популярных направлений

По данным Росавиации, в 2016 году российские авиакомпании перевезли 88,55 млн пассажиров, что на 3,8% ниже показателя 2015 года. Снижение объемов перевозок, в частности, связано с сокращением пассажиропотока на международных направлениях, что подтверждают данные российских аэропортов.

Московский аэропорт Домодедово по итогам 12 месяцев перевез на международных направлениях 11,88 млн пассажиров, что на 17,3% ниже показателей 2015 года (13,95 млн), приводит данные пресс-служба компании.

Общий пассажиропоток аэропорта Домодедово превысил 28,5 млн пассажиров, что на 6,5% ниже показателей 2015 года (30,5 млн). Внутренние линии показали оборот на уровне прошлого года - 16,6 млн человек.

На международных направлениях активный спрос наблюдался в Ларнаку, Пунта-Кана, Энфиду, Пхукет, на Джербу. По внутренним линиям пассажиров интересовали Сочи, Новосибирск, Челябинск, Самара, Красноярск.

На операционные показатели деятельности аэропорта в 2016 году оказали влияние такие факторы, как ограничение на полеты по популярным международным направлениям и уход с рынка ряда авиакомпаний, уточняет представитель аэропорта.

​Снижение пассажиропотока за границу отмечают и региональные аэропорты.

В новосибирском Толмачево по итогам года на международных линиях пассажиропоток сократился всего на 1,9% (с 1,1 млн до 1,08 млн человек), следует из сообщения компании. При этом за 12 месяцев аэропорт перевез 4,09 млн пассажиров, что на 10,6% выше показателей 2015 года. Рост обеспечили внутренние рейсы, где пассажиропоток вырос на 16% (с 2,6 млн до 3,02 млн человек). ​

Наибольший рост потока зафиксирован на маршрутах из Новосибирска в Тюмень (плюс 130%), Казань (97%), Сочи (89%), Екатеринбург (88%), Краснодар (77%). Отмечается восстановление и в города дальнего зарубежья - Краби (плюс 98%), Сеул (75%), Ларнака (74%), Салоники (49%), Мюнхен (48%).

В 2016 году международный аэропорт Кольцово (входит в холдинг "Аэропорты регионов", подконтрольный ГК "Ренова" Виктора Вексельберга) перевез на международных линиях 1,15 млн пассажиров, что на 23,5% ниже показателей 2015 года (1,5 млн человек), следует из сообщения пресс-службы аэропорта.

Всего за 12 месяцев екатеринбургский аэропорт обслужил 4,3 млн человек, что на 1,2% выше результатов 2015 года (4,25 млн пассажиров). Спад международных пассажирских перевозок компенсировался ростом по внутренним направлениям: так, за 12 месяцев аэропорт Кольцово перевез 3,15 млн пассажиров, что 14,8% выше прошлогодних показателей.

Пятерку популярных направлений Кольцово составили Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь и Новосибирск. На международных линиях пользовались популярностью Ларнака, Пхукет, Дубай, Пекин и Нячанг.

Спад по международному направлению показали по итогам года и другие структуры холдинга "Аэропорты регионов" - самарский Курумоч и аэропорт Ростова-на-Дону.

За границу в 2016 году Курумоч отправил 337,6 тыс. пассажиров, что на 48% ниже показателей 2015 года, приводит данные пресс-служба компании. При этом рост показали лишь внутренние направления, где пассажиропоток вырос на 13% (с 1,55 млн до 1,75 млн человек). Всего за 12 месяцев Курумоч перевез 2,09 млн пассажиров, что на 5% меньше, чем в 2015 году.

Пассажиропоток ростовского аэропорта по международным направлениям снизился на 34,4% (с 563,7 тыс. до 369,8 тыс. человек). При этом за год аэропорт обслужил 2,09 млн пассажиров, что на 1,5% выше показателей 2015 года. Увеличение общего объема перевозок связано с ростом пассажирского трафика на внутрироссийских рейсах, следует из сообщения компании. За 12 месяцев пассажиропоток на внутренних линиях вырос на 15,1%.

Против рынка пошел аэропорт Шереметьево, который смог нарастить пассажиропоток на международных линиях. По итогам 12 месяцев московский аэропорт перевез за границу 18,9 млн пассажиров, что оказалось на 5,9% выше показателей 2015 года, сообщает компания.

Несмотря на положительные показатели, доля международных перевозок (по подсчетам РБК) в общем объеме по сравнению с 2015 годом снизилась с 56,5 до 55,5%. Всего за год аэропорт принял 34 млн человек, превысив показатель 2015 года на 7,6%. Внутренние направления увеличились на 9,8% (с 13,8 млн до 15,2 млн человек).

Ключевыми факторами увеличения пассажиропотока Шереметьево в 2016 году стали рост объемов и маршрутной сети "Аэрофлота", опережающий рост перевозок на китайских направлениях, а также привлечение и начало полетов новых авиакомпаний (Air Malta, Tianjin Airlines, Tunisair, Nouvelair), приводится в сообщении аэропорта.

Пассажирам не хватило денег

Основной причиной снижения пассажиропотока российских аэропортов по международным направлениям эксперты называют снижение покупательской способности россиян. "Также сказался на трафике и уход крупного игрока "Трансаэро", известного ценовым демпингом", - сказала РБК аналитик "ВТБ Капитал" Ольга Болтрукевич. Негативное влияние оказало и закрытие популярных дешевых направлений - Египта и Турции (открытие чартеров в Турцию произошло только в конце августа).

Частично на распределение пассажиропотока повлияли цены на поездки. Средняя стоимость авиабилета по внутренним направлениям по итогам 11 месяцев 2016 года составила 14,59 тыс. руб., показав снижение на 7% по сравнению с 2015 годом, приводит данные исследования системы по поиску авиабилетов Aviasales "РИА Новости". В отличие от внутренних цен стоимость авиабилета на международные направления составила 27,85 тыс. руб. в Европу (рост порядка 5%), в Северную Америку - 59,7 тыс. руб. (плюс 8%), а по азиатским направлениям - 64,6 тыс. руб. (плюс 6%).

Компенсировать потери на международных направлениях может увеличение потока внутри страны. Однако далеко не во всех случаях внутренние перевозки (которые показали рост) смогли перекрыть спад по международным, отмечает в беседе с РБК исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

В целом международные перевозки приносят больший доход российским аэропортам, особенно если идет речь об обслуживании иностранных компании. В ряде случаев пассажир, привезенный зарубежным перевозчиком, приносит в 3,5 раза больше сборов, чем один пассажир, перевезенный на внутренних рейсах, добавляет Пантелеев.

В целом по рынку на 2017 год ожидается положительная динамика роста пассажирских перевозок на международных и внутренних линиях. "В частности, международные направления могут выйти из негативного тренда за счет развития перевозок в Турцию и в перспективе открытия воздушного сообщения с Египтом", - следует из сообщения пресс-службы Росавиации. Подтверждают увеличение объемов по международным линиям и отраслевые эксперты. "При этом предполагать, что на внутренних линиях в 2017 году сохранятся высокие темпы роста, не приходится, отчасти из-за того, что часть пассажиров уйдет на международные линии, заключает Пантелеев.

Снижение пассажиропотока по международным направлениям в 2016 году сказалось на трафике роуминга сотовых операторов. Специалисты "ТМТ Консалтинг" предполагают, что за минувший год доходы компаний от международного роуминга уменьшатся на 13%, до 17,3 млрд руб. Основным фактором называют снижение в условиях экономического кризиса потока выезжающих за рубеж россиян.

Как ранее сообщал РБК представитель МТС, голосовой трафик их абонентов в роуминге снизился в третьем квартале 2016 года (последние данные) на 31%, СМС - на 27% по сравнению с показателями за тот же период в 2015 году. "Те, кто по-прежнему выезжает за рубеж, как бы ни начинали больше пользоваться связью, не могут компенсировать уменьшение количества выезжающих", - отмечал президент МТС Андрей Дубовсков.

В "МегаФоне" и "ВымпелКоме" не раскрывают данных за три квартала

Источник: РИА "Новости"