Мнение эксперта об Автоматизированной информационной системе оформления и сопровождения воздушных грузовых перевозок

В Пояснительной записке к "Дорожной карте" развития транспортной инфраструктуры России предлагается Автоматизированная информационная система оформления и сопровождения воздушных грузовых перевозок. Ее применение предполагает внедрение электронных перевозочных документов при осуществлении авиационных грузовых перевозок. То есть реализовать давно предлагаемый ИАТА механизм, известный во всем мире как e-freight. Однако если мы внимательно посмотрим на предлагаемые ИАТА схемы работы с электронными грузовыми документами, то обнаружим, что схемы эти не предполагают наличия некоего единого центра хранения и подтверждения документов или какой-либо дополнительной информационной системы. Работа и обмен информацией строится в e-freight строго через горизонтальные связи между всеми участниками грузовой авиаперевозки.

В Пояснительной записке необходимость данной Системы обосновывается обеспечением "юридически значимого хранения электронных документов". При этом игнорируется то, что юридически значимым документом делает не хранение в особом месте, а оформление его в установленной законом форме. И для электронных документов такой закон есть - это закон о цифровой подписи. В соответствии с этим законом юридически значимым для государственных органов электронный документ делает усиленная квалифицированная цифровая подпись, а отнюдь не хранение в некой системе. К сведению авторов "Дорожной карты", в подписанный такой электронной цифровой подписью документ нельзя внести изменения, как и изменить дату подписания. Сравним с бумажным документом: юридически значимым его делает совсем не хранение в специальном архиве за особую плату, а наличие подписей и печатей.

Другими декларируемыми функциями Системы заявляются сбор, хранение и предоставление информации для государственных органов. Но разрабатывать новую систему, тратить на нее деньги, когда такая система уже есть и практически все электронные документы по грузовой авиаперевозке уже поступают государству - через предварительное декларирование воздушных судов. А если Минтрансу очень хочется тоже иметь информацию по грузоперевозкам, то ему следует брать ее у Федеральной таможенной службы. Проще и дешевле для всех участников перекладывать документацию из одного государственного кармана в другой, чем нарушать принцип "одного окна" и дважды собирать одну и туже информацию. Авиакомпании уже обязаны передавать эту информацию государству, канал такой уже существует и работает. Зачем строить параллельный?

Могут возразить, что Федеральная таможенная служба получает информацию только по рейсам, проходящим таможенное оформление и внутренние рейсы не охватывает. Но мы же рассматриваем вопрос с общегосударственных позиций, важно что канал есть и по нему государству информация передается, а как ее потом будет использовать государство - это его дело. Важно, что информирование по внутренним рейсам является подмножеством от информирования по международным и не потребует дополнительных расходов авиаперевозчиков по сравнению с существующими.

Другое возможное возражение - отсутствие в настоящее время в передаваемом пакете документов информации по авиационной безопасности - о прохождении грузом досмотра. Но такой электронный документ в международной практике есть и легко может быть добавлен в существующий альбом документов. Ведь куда проще доработать действующую систему добавлением еще одного документа, чем делать еще одну систему для повторной передачи всего пакета с дополнительным документом.

Предлагаемая Система оставляет за пределами своего внимания другой вид авиаперевозки - почтовую. А ее доля в последнее время растет, а граница между перевозкой груза и почты становится все более и более размытой. "Дорожная карта" это явление совершенно не учитывает.

Видимо, все свои надежды авторы возлагают на "услуги возмездного характера" предлагаемого ими монополиста. За рубежом такие операторы есть, например Traxon, только они не являются госмонополистами, существуют в конкурентной среде и живут не за счет обязательности для клиентов предоставляемых ими услуг, а за счет удобства и качества услуг по сравнению с конкурентами.

Эксперт А. Грачев

Источник: ОАО "Шереметьево-Карго"